Но существует и еще одна замечательная возможность - в корне изменить мир.
В наше время требуется немало веры, чтобы изменить представления об инвестировании наших "земных сокровищ". Особенно это касается христиан из стран с развитой западной экономикой.
Существует две основные проблемы с инвестициями. Первая в том, что большинство людей инвестируют, пытаясь сохранить то, что уже имеют. Другими словами используют стратегию, основанную на страхе, которая прямо противоречит библейской заповеди "не бойся". Очень часто мы вкладываем средства в видимое - диверсифицируем вложения между акциями надежных компаний и драгоценными металлами для страховки от колебаний рынка.
С другой стороны, Евангелие всегда было стратегией жизни без страха. Бог призывает нас жить верой, которая сама по себе является вложением в невидимое, возможностью полагаться на Бога в том, что мы не можем видеть нашими естественными глазами. А жизнь, основанная на страхе подрывает веру.
Мы призваны демонстрировать образ другой жизни, которую Бог приготовил для людей, надежду и смелость. И самое мощное свидетельство, которое христиане могут продемонстрировать миру - это вера, воплощенная в реальные действия.
И вот, главный вопрос Экономики горчичных зерен (название, как вы могли догадаться позаимствовано из притчи Иисуса о горчичном зерне). Иисус говорит, что Божье Царство, как горчичное зерно, из маленького семени вырастает в большое дерево. Каким бы скромным ни было начало, оно имеет огромный потенциал. Дело в том, что потенциал горчичного дерева заложен в этом зерне. Будучи посажено, оно берет влагу и питательные вещества из окружающей почвы, оно использует внешние ресурсы, чтобы стать большим растением. Каким бы маленьким ни было это зерно в начале, все что в нем есть - это потенциал.
Разница между мирским взглядом на рынок и Экономикой горчичных зерен - это вера. Мир верит только в то, что видит, понимает и может контролировать. Он практически полностью полагается на знания и умения инвестора. Благодарение Богу, давшему нам разум, созданный по Его образу и подобию. Интеллектуальные достижения человечества по истине впечатляют, но состояние мировой экономики показывает, насколько мы на самом деле ограничены.
В Экономике горчичных зерен экономист понимает, что мудрость исходит не от нас, и даже не от коллективного разума, но от Святого Духа, от Божьего вдохновения и ведения.
Проблемы возникают, когда мы инвестируем в мирскую экономику по мирским правилам и пожинаем то же страх, который посеяли. Мы почти не пользуемся верой. Вместо этого, если наш портфель хорошо сбалансирован, мы пожинаем 8%, 10%, а в наилучшем случае 15% доходов. Насколько это похоже на тридцать-, шестьдесят- и стократный урожай, который обещал Иисус? Мы считаем такую стратегию инвестирование "безопасной" - все тот же, основанный на страхе подход.
Вера умножается, когда ее используют. Любой спортсмен может подтвердить, как много усердия и тренировок нужно, чтобы оказаться на пьедестале и получить желанную медаль. Также, как их ежедневные упражнения и дисциплина, вера - это выбор и усилия. Выбрав верить Богу о библейских обетованиях нам иногда приходится действовать за гранью естественного понимания, во тьме, пока не увидим свет в конце туннеля. Но в этом и заключается природа веры - ожидание невидимого.
Проблема Экономики горчичных зерен - это взглянуть на мир другими глазами, когда естественный разум увидит только РИСК. Но есть ли риск инвестиций в Бога, которому мы призваны доверять? Эта вершина веры находится за пределами нашего воображения.
Экономическая и государственная политика привели нас туда, где находимся сейчас. Социализм и коммунизм пытались контролировать рынок, пытаясь предсказать необходимые объемы производства. Математическое прогнозирование было наименьшей проблемой централизованного планирования. Гораздо большая проблема, что люди были лишены возможности стремиться к лучшему, реализовать свой потенциал, потому что их работа должна была вписываться в общую формулу. Те, кто контролировал модель, стали малочисленной элитой, которая контролировала производство и уничтожала креативность людей.
Сегодня открытые рынки привели к несправедливому распределению ресурсов, которое большинство считает неприемлемым. Хотя мы считаем политическую свободу благом, высокая концентрация богатства привела к формированию экономической олигархии, где очень богатые инвесторы диктуют, почти как их социалистические оппоненты, куда вкладывать капиталы, какие продукты выпускать, как манипулировать системой для наибольшей прибыли. К сожалению, их модели математического прогнозирования не на много лучше, чем у систем централизованного планирования.
Вот что они упускают. Они живут в страхе, отделенные от Бога и всего вне самих себя. Они пытаются инвестировать безопасно, не для развития наибольшего потенциала, а для защиты того, что имеют. Когда экономика на спаде, они работают с очень маленькой прибылью. Если вы владеете миллиардом долларов в ценных бумагах, вероятно 2% или 3% годовых вполне приемлемы. Но когда экономика растет медленно, а богатство продолжает концентрироваться в руках меньшинства, средний класс оказывается под давлением, а низы - за гранью надежды и возможностей.
Остается вопрос: как это изменить? Ответ: это можно изменить верой. Проблема центрального планирования и экономической олигархии, в которой мы сейчас живем в том, что оба они являются подходами "сверху-вниз". Но, как уже говорилось, интеллектуальные способности верхушки ничтожны по сравнению с творческими способностями всего человечества.
Фактор веры вступает в игру, когда христиане перестают надеяться на мирскую систему, освобождаются от страха и следуют за Богом в новую модель экономики. Когда Иисус сказал "нищих всегда имеете с собою", Он не имел в виду, что так было задумано изначально. Это скорее обвинение миру, собирающему богатство, как если бы оно могло обеспечить реальную безопасность. Это утверждение противоречит Божьему откровению: "Не будет среди тебя бедного", пока израильтяне следуют Божественной экономической модели. Слова Иисуса показывают, что Израиль не последовал этой модели, вместо этого богатые и власть имущие выбрали собственную мудрость и безопасность.
В основе Экономики горчичных зерен лежит один принцип - потенциал. Используя другую аналогию из земледелия, чтобы вырастит арбуз, мы не сажаем сам арбуз. Урожай арбузов уже заложен в потенциал арбузного семени. Из посаженного семени вырастает стебель, который может произвести множество арбузов, а в них еще больше арбузных семян. Во все творение заложен потенциал роста, и этот величайший потенциал мироздания помещен в наименьшие контейнеры - семя.
Еще один принцип Экономики горчичных зерен - инвестиции в низы. Вместо того, чтобы стимулировать экономический рост сверху вниз, Экономика горчичных зерен понимает, чем больше людей участвуют в совместной работе и проявляют творческие способности, тем больший потенциал будет реализован.
Мы осознаем, что многие бизнес-стартапы потерпят неудачу в первые пять или десять лет. Эта цифра может достигать 80% и больше. Но остальные могут вырасти астрономически и принести тридцать-, шестьдесят-, а некоторые стократный урожай. Те два из десяти, которые добьются успеха, смогут окупить инвестиции, вложенные в остальные восемь потерпевших неудачу. Но даже в случае провальных проектов, деньги будут вложены в низшие слои экономики, и человеческая креативность все равно найдет путь к успеху. Дело в том, что люди из низов голодны к успехам, и, однажды попробовав, они найдут путь пробиться наверх, если получат шанс, с которого смогут начать.
Сегодня в мире существует множество экономических инициатив, дающих бедным возможности построить свое будущее. Их успех умножит также богатство тех, кто находится наверху - выиграют все. Вопрос в том, сможем ли мы преодолеть страх, который есть формой неверия или недоверия к Богу, и вкладывать деньги в рискованные начинания бедняков?
Прибыль не является целью христианского бизнеса. Наше приоритет скорее - праведность, когда мы остаемся верны Христу в исполнении надежд и обеспечении. Иосиф, Даниил и Давид не искали богатства, но праведность сделала их успешными в Египте, Вавилоне и Израиле. Прибыль больше следует за праведностью, чем за страхом.
Церковь сегодня имеет беспрецедентную возможность показать миру Славу Божью. Глобализация и современные электронные системы коммуникаций связали производителей и рынки, открыли новые возможности заявить на весь мир о Боге, о праведности, вкладывая в наиболее нуждающихся, чтобы показать, что наш Бог Вседержитель.
С нами или без нас Бог движется в экономической сфере. Он прославляет себя и приглашает нас к участию. Иисус сказал: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." Любовь идет намного дальше слов "в тепле" и "в сытости". Любовь действенна. Также, как Христос, который пожертвовал свою жизнь на кресте.
Во что вы инвестируете сегодня? В мирскую безопасность или веру? К какой экономической системе вы принадлежите? Если вы часть Экономики горчичных зерен, испытайте свою веру? Инвестируйте мудро, ибо наступит день, когда все счета будут оценены.
По материалам блога Девида Дотти, Eden's Bridge