Временная стоимость денег в Талмуде

Временная стоимость денег - одно из фундаментальных понятий финансового менеджмента. В этом понятии расхожее выражение "время деньги" приобретает вполне осязаемый смысл.

Вкладывая деньги мы рискуем. Этот риск связан со временем, на которое мы вкладываем деньги., потому что в будущем ситуация может неожиданно измениться, и получить свое, а тем более прибыль, может оказаться совсем непросто.

Риски, связанные с фактором времени почти невозможно просчитать. Мы не знаем точно какой урожай будет через год, взлетят ли цены на сырье из-за войн или забастовок, упадут ли цены на недвижимость из-за стихийных бедствий... Здесь будет очень полезным пророческий дар от Бога, но он не заменит нам разума, рассудительности и знаний.

Как известно из народной пословицы: "лучше синица в руке, чем журавль в небе", а в финансовом менеджменте - сегодняшняя прибыль дороже, чем будущая.

В страховании этот принцип действует следующим образом. Мы готовы потерять некоторую сумму сегодня в виде страхового взноса, ради гарантии, что при стихийном бедствии или несчастном случае мы получим гораздо большую сумму, которая поможет нам справиться с причиненным нам ущербом. Выходит, что сегодня мы платим за неприятности, которые могут и не наступить. Именно поэтому сегодняшняя сумма не очень велика, ведь остается вероятность, что ничего не произойдет. С другой стороны, страховая компания, которая получила свою прибыль сегодня, при наступлении страхового случая, заплатит за нее большую сумму в будущем.

Итак, в любой экономической операции, будь то инвестиции, покупка товаров, ценные бумаги, депозиты, кредиты или страхование, цена товара или услуги будет включать доход и премию за риск.

Если нас просят заплатить за товар, который мы получим в будущем, нам предлагают его дешевле, т.е. с дисконтом.

Если мы хотим получить товар поскорее, мы готовы заплатить сверху за возможность получить это прямо сейчас. В этом случае наш риск не получить желаемое минимален, а поскольку, безрисковые операции стоят дороже, то и цена будет выше. Здесь "премия за безрисковость" достанется продавцу. В первом же случае, когда товар оплачивается заранее, размер дисконта составит нашу премию за риск.

Сегодня многие экономисты считают, что концепции временной стоимости денег и рисков являются вехами эпохи финансового капитализма и открытиями современной экономической науки. На самом же деле, они записаны в Библии и применялись еще во времена Мидо-Персидского царства. А мудрецы Талмуда сформулировали правила их применения, возможно, более совершенные, чем современная экономика.

Написано в Библии:
Если отдаст кто-нибудь ближнему своему вещь на хранение, и это украдено, то если найдется вор, то он должен заплатить вдвое стоимости украденного (Исх 22: 7).
Из этого мудрецы Талмуда делают вывод, что вещь и ее стоимость - это разные вещи. И, если человек не может оперировать самой вещью (если она была украдена), то он все еще может оперировать ее стоимостью. Так например, он может продать стоимость вещи.

В трактате Бава Мециа (лист 33-35) разбирается случай кражи имущества, отданного на хранение.

Если человек дал на хранение сторожу скотину или предметы, затем они потерялись или были украдены, а сторож заплатил владельцу стоимость украденного. В таком случае, сказали мудрецы: когда находится вор, он выплачивает двойную стоимость сторожу, а если зарезал или продал - выплачивает четырехкратную или пятикратную стоимость. Таким образом, сторож приобрел себе все выплаты, потому что заплатил за украденное вором.

Далее, Талмуд описывает разницу в рисках и применении правила "продажи стоимости" в случаях с предметами и со скотом.

Если бы оно говорило только о скотине, то можно было подумать, что за скотину хозяин готов продать сторожу двойную стоимость за то, что сторож много потратил усилий и принимал на себя больше рисков, следя за ней: заводил в стойло, выводил на пастбище; однако предметы не требуют много времени и внимания, поэтому хозяин не готов продать двойную стоимость.

А если бы оно говорило только о предметах, можно было бы подумать, что за предметы хозяин готов продать сторожу выплаты, так как за предметы вор должен возмещать только двойную стоимость, однако за скотину, если вор зарезал или продал ее, он должен заплатить четырехкратную или пятикратную стоимость, поэтому хозяин не готов продать сторожу такую большую компенсацию.

Рав Рами бар Хама объясняет, что и когда продают хозяева сторожу и задает вопрос: "Кто сказал, что корову украдут? Даже, если украдут. Кто сказал, что найдется вор? Даже, если найдется вор. Кто сказал, что он заплатит? Может быть, вор сознается, вернет похищенное, и освободит себя от выплаты штрафа."

А это значит, что хозяин продает сторожу за обычную цену коровы ее двойную стоимость только потому, что в будущем с коровой может что-то произойти. Мудрецы объясняют, что хозяину очень выгодно такое условие: хозяин получает коренную сумму от сторожа за украденную корову сейчас, а на счет сторожа не известно, получит он двойную стоимость или нет.

В другом, похожем случае мудрецы, Рав Гуна и Рав Нахман, спорят о том, можно ли продать плоды пальмы, которые еще не созрели (трактат "Бава Меция", лист 63). Сегодня мы назвали бы этот вид сделки - “фьючерс”, когда один человек дает другому деньги, а тот в будущем, предоставляет ему товар - по установленной уже сейчас цене.

Талмуд учит, что такие сделки разрешены, если товар, о котором идет речь, уже сейчас имеется на рынке и цена на него установлена; и запрещены, если такого товара на рынке еще нет.

Кроме того, предлагать подобную сделку, по постановлениям мудрецов, мог только владелец товара, а не владелец денег. Это правило не позволяло уравнять деньги с реальными ценностями, приняв их за полноценный товар, как пищу, воду или природные богатства, созданные Богом. Если бы такое правило было установлено в совремнной экономике, мир навсегда избавился бы от финансовых спекуляций, агрессивных поглощений и захватов компаний, проводимых путем скупки ценных бумаг и манипуляций виртуальными финансовыми инструментами.