Что, если по выгодной цене вам предлагают краденое?
По библейскому Закону приобретение краденого считается серьезным
преступлением. Книга Притч 29.24 говорит, что сообщник воров,
разделяющий их добычу, ненавидит свою душу, слышит проклятье, но не
объявляет о нем.
Смысл этого стиха в том, что покупатель, знающий правду о преступлении, наибольший вред наносит своей душе. Здесь говорится не только о случае, когда человек знает, кто - вор.
Общий принцип, лежащий в основе многих библейских законов звучит так: нельзя поддерживать тех, кто нарушает закон. Здесь имеется в виду поддержка в нарушении конкретного закона, но в других сферах жизни такой человек может нуждаться в поддержке других. Этот принцип подробно обсуждается в Талмуде, трактат Гитин, лист 61.
"Приобретая краденное, человек не только поощряет вора, но и может укрепить его в намерении продолжать воровать, - пишет Рамбам (великий учитель Торы 12 века) в кодексе еврейских законов, - Ведь, если бы вор не мог найти покупателя, ему незачем было бы воровать". Он подчеркивает, что даже знание того, что вещь украдена кем-то является укрывательством и потворством дурным поступкам. Рамбам считает, что первопричиной воровства является наличие соблазна, т.е. факторов, позволяющих украсть. Талмуд (трактат Гитин, лист 45) проводит аналогию между вором и мышью, которая украла кусок сыра. Если бы в стене не было щели, мышь не смогла бы проникнуть в дом. Иными словами, не заделанная щель в стене и стала настоящей причиной кражи, а мышь поддалась соблазну.
Этой метафорой учителя Торы говорят, что при заключении нелегальной сделки покупатель виновен больше, чем сам вор, если бы он отказался от покупки, у преступника не осталось бы стимула для преступления. Поскольку вора нельзя назвать разумным, здравомыслящим человеком, покупатель будет виновен в нарушении еще одной заповеди: "не полагать препятствия перед слепым".
Таким образом, библейский Закон возлагает на покупателя краденного большую ответственность, чем на вора, так как он нарушает большее количество заповедей. Это означает, что выяснение законности сделки - не только право, но обязанность покупателя. Так, Талмуд (трактат Бава Кама, лист 10) предостерегает, что нельзя покупать шерсть, молоко или овец у пастуха, работающего по найму, так как существует вероятность, что товар, которым он торгует, принадлежит не ему, но украден у хозяина стада.
Существует много случаев, когда у покупателя есть сомнения насчет происхождения товара, но нет доказательств того, что он был украден. В таких случаях запрет на покупку распространяется на все случаи, когда ситуация кажется ему подозрительной. Однако, у клиента остается право навести справки владельце или расспросить его самого о том, где он берет товар.
Если применить это предупреждение к нашему времени, можно сказать, что нельзя покупать бензин у человека, который работает водителем, мясо - у работника мясокомбината и т.д. Этот же принцип можно применить и к вопросам об использовании инсайдерской информации и разглашении коммерческой тайны.
Смысл этого стиха в том, что покупатель, знающий правду о преступлении, наибольший вред наносит своей душе. Здесь говорится не только о случае, когда человек знает, кто - вор.
Общий принцип, лежащий в основе многих библейских законов звучит так: нельзя поддерживать тех, кто нарушает закон. Здесь имеется в виду поддержка в нарушении конкретного закона, но в других сферах жизни такой человек может нуждаться в поддержке других. Этот принцип подробно обсуждается в Талмуде, трактат Гитин, лист 61.
"Приобретая краденное, человек не только поощряет вора, но и может укрепить его в намерении продолжать воровать, - пишет Рамбам (великий учитель Торы 12 века) в кодексе еврейских законов, - Ведь, если бы вор не мог найти покупателя, ему незачем было бы воровать". Он подчеркивает, что даже знание того, что вещь украдена кем-то является укрывательством и потворством дурным поступкам. Рамбам считает, что первопричиной воровства является наличие соблазна, т.е. факторов, позволяющих украсть. Талмуд (трактат Гитин, лист 45) проводит аналогию между вором и мышью, которая украла кусок сыра. Если бы в стене не было щели, мышь не смогла бы проникнуть в дом. Иными словами, не заделанная щель в стене и стала настоящей причиной кражи, а мышь поддалась соблазну.
Этой метафорой учителя Торы говорят, что при заключении нелегальной сделки покупатель виновен больше, чем сам вор, если бы он отказался от покупки, у преступника не осталось бы стимула для преступления. Поскольку вора нельзя назвать разумным, здравомыслящим человеком, покупатель будет виновен в нарушении еще одной заповеди: "не полагать препятствия перед слепым".
Таким образом, библейский Закон возлагает на покупателя краденного большую ответственность, чем на вора, так как он нарушает большее количество заповедей. Это означает, что выяснение законности сделки - не только право, но обязанность покупателя. Так, Талмуд (трактат Бава Кама, лист 10) предостерегает, что нельзя покупать шерсть, молоко или овец у пастуха, работающего по найму, так как существует вероятность, что товар, которым он торгует, принадлежит не ему, но украден у хозяина стада.
Существует много случаев, когда у покупателя есть сомнения насчет происхождения товара, но нет доказательств того, что он был украден. В таких случаях запрет на покупку распространяется на все случаи, когда ситуация кажется ему подозрительной. Однако, у клиента остается право навести справки владельце или расспросить его самого о том, где он берет товар.
Если применить это предупреждение к нашему времени, можно сказать, что нельзя покупать бензин у человека, который работает водителем, мясо - у работника мясокомбината и т.д. Этот же принцип можно применить и к вопросам об использовании инсайдерской информации и разглашении коммерческой тайны.