Что может сделать один христианин на рынке недвижимости?

Есть в Карпентсвиле, шт. Иллиноис, один человек, его зовут Том Розер. Уже несколько лет он противостоит падению рынка недвижимости в родном городе, не позволяя пригороду Чикаго превратиться в трущобы.
Скажете один в поле не воин? Может ли один христианин изменить весь рынок?
Тому пришлось бороться с местными властями, законами и госслужащими. Общественные и христианские организации тоже не спешили ввязываться в бой. Однако Карпентсвиль - родной город Тома, а это кое-что значит для него. И он не собирался давать ему погибнуть.

Том Розер - 60-летний президент и совладелец самой большой компании города, OTTO Engineering. Все началось в 2005 году, когда кондоминиум в Морнигсайде, рядом с его компанией, накрыла волна выселений за неуплату по закладным. Вскорости в квартале появились банды, преступность, граффити и вандализм. Цены на недвижимость стали падать.

"Квартал выглядел заброшенным, - говорит Том, - я обратился к городским властям, в округ, поехал в Habitat for Humanity [христианскую организацию, строящую дома для бедных - ред.]; я говорил им, что нужно что-то делать с этим кварталом. Но никто не согласился помочь."

Том решил действовать сам. Он начал скупать заложенные квартиры и ремонтировать их.

В 2008 году экономический кризис усилился, и оставленных домов стало еще больше. Карпентсвиль оказался одним из городов в США, которые больше всех пострадали от кризиса. Официальный уровень безработицы достиг 12,5%, а фактический был около 20%. К 2010 г. многие местные бизнесы закрылись. У более чем 1000 владельцев недвижимости были проблемы. И это при 9000 домовладений в городе.

Но Том не сдавался. В 2008-2009 годах Том Розер был единственным покупателем недвижимости в округе из 5000 домов. Он расширил свое видение на другие части Карпентсвиля, начав реабилитацию еще большего количества домов. Заброшенные дома влияли на цены на недвижимость всей округи, заставляя других задуматься о продаже своих домов. Том понял, что проблема с недвижимостью может привести к миграции и другим проблемам.

И он сказал: "Мы не можем починить один, мы должны починить их все." Именно это он и стал делать.

"Он оказался катализатором, - говорит Эд Риттер, мэр городка, - Кварталы, в которых он покупал и ремонтировал дома процветают. Другие владельцы, видя что он делает, приводят в порядок свои дома."

"Все произошло, как круги на воде. Он сделал 100 домов, и еще 5 вокруг каждого из них начали лучше заботиться о своих домах."

В итоге Том выкупил 193 дома и 70 квартир. Некоторые из них пришлось основательно перестроить, другие полностью снести и построить заново.

"Мы покупали дома, которые никто не хотел покупать. Было бы хорошо, если бы кто-то купил и отремонтировал их, - говорит Том, - Меня интересовали дома в ужасном состоянии, чтобы привести в порядок квартал."

Во всем этом Том нашел выгоду для себя. Когда он строил дом, он ставил рядом знак, говорящий, что Otto Engineering восстанавливает дома, чтобы сохранить стоимость недвижимости всей округи. Репутация его компании была гарантией качества работы, проделанной в этих домах. Он хотел, чтобы люди, покупающие или арендующие его дома знали, что они построены с тем же качеством, что и высокоточные электрические устройства и переключатели, которыми славится его компания.

Он показал людям в округе, что они не одни в борьбе с кризисом. "Мы хотим, чтобы владельцы недвижимости видели будущее в этом городе, чтобы они не оставляли дома и продолжали вкладывать в них деньги," - сказал он.

Том явно не сторонник философии "пусть власти решают", и он не искал быстрых денег. Он не покупал дома для быстрой перепродажи, как обычно делают инвесторы в недвижимость. Даже когда у него была возможность. (Заброшенная и дешевая недвижимость была интересовала инвесторов из Китая и Сингапура.) Он не пытается создать прибыльный бизнес из аренды жилья. Он старался отстроить общину.

Он продает реконструированные дома по цене, только покрывающей его затраты. "Только, чтобы вернуть вложенные средства," - как он говорит. Для ветеранов он сбрасывает 10 тыс. долларов с цены. Его арендная плата на 200 долларов ниже рыночной.

Однако действия Тома это не просто альтруизм. Взамен выгодным условиям продажи его покупатели и наниматели соглашаются на одно условие: они должны ухаживать за собственностью, особенно за фасадом, поскольку это влияет на весь рынок недвижимости и на то, как другие люди ухаживают за своей.

Америка еще не оправилась от кризиса, но у Тома Розера стоит очередь желающих купить дом. Теперь он может выбирать, кто будет жить в его домах.

От идеи Тома выиграли многие: риэлторы, залоговые брокеры, оценщики недвижимости, облицовщики, кровельщики, водопроводчики, электрики, ландшафтные дизайнеры, мелкие предприниматели, покупатели и арендаторы, владельцы недвижимости, налоговые органы - у всех есть работа и зарплата.

Том помог побороть преступность и обеспечить безопасную, стабильную и комфортную жизнь в общине, его работникам и их семьям. Кроме того, как говорит Том, его клиентов, таких как Motorola, John Deere и армия США, когда они приезжали в его компанию не отпугнул городской упадок.

Реконструкция Карпентсвиля оказалась настолько успешной, что у Розера возникла новая идея - восстановить фасады коммерческих зданий в Ист Данди, соседнем городке рядом с Карпентсвилем.

По материалам The Trumpet,
CNN Money,
The Business Insider