Рыночная теория: святость, обмен и прибыль

Автор: Дейв Дотти.
Как кабинетный теолог, я верю, что все, предпринимаемое нами во имя Иисуса должно базироваться на теологических исследованиях так же, как и на здравом смысле.

Рыночная экономика основана на одном главном действии - обмене. Будь то информация или материальные ресурсы, любой обмен предполагает переход определенной ценности, положительной или отрицательной. 

Каждый случай обмена повышает или понижает качество жизни всех, вовлеченных в него людей. Мы верим, что обмен глубоко основан на характере и природе Бога. Таким образом, святость или несвятость обмена для человека, созданного по образу и подобию Божьему, зависит от мотивов, целей и результатов этого обмена.

Очевидно, что для обмена необходимы как минимум две стороны. И Божественная Троица может служить для нас примером идеального обмена. Простое поверхностное чтение Быт 2:15 положило начало множеству теологических работ на тему работы и управления: "И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать (работа) его и хранить (управление) его."

Мы ни в коем случае не хотим подвергать сомнению важность этих видов человеческой деятельности с библейской точки зрения. Но напротив, использовать их, как отправной пункт для исследования теологии рынка, которым подчиняется центральная активность рыночной экономики - обмен. Работа и управление являются функциями, которые способствуют обмену и тесно связаны с ним, но отличаются от него по своей природе, так как обмен требует более одного участника, тогда как и работа, и управление могут исполняться в изоляции.

Итак, краеугольный камень обмена - это его общественная природа. Когда Бог посчитал мироздание "хорошим", оно не было достаточно хорошо, пока Адам оставался один. Качество "хорошо весьма" возникло, когда было создано общество равных (Ева было названа "эцер негед", "помощником", в смысле "соответствующего дополнения", которое также отражало образ Бога в Быт. 1:27, мужчины и женщины). Отсюда мы можем заключить, что обмен между равными - это действие качества "хорошо весьма" (или "хорошо в избытке", не столько в материальном плане, сколько в плане "целостности", в понимании слова "шалом") для мироздания, хотя Адам уже имел общение (или обмен) с Богом до создания Евы.

Поскольку Бог - Творец, а человечество - творение, обмен между ними выглядит крайне однобоко. Бог - Даятель и Основа жизни, совершенно необходимая для человечества, но Бог не нуждается ни в человечестве, ни в том, что мы можем "воздать" Ему в ответ, даже в наших жертвенных жизнях. Бог абсолютно самодостаточен без нас.

Через общение праотцов, после появления Евы в Саду, человечество получило три выгоды. Первая - это потомство - воспроизведение для продолжения и умножения человечества, вероятно, моделирующее продуктивный результат, который приносят партнерство и сотрудничество. Но материальное и духовное благосостояние Адама также возросло. Ценность обмена для для материального прогресса довольно легко понять из нашего собственного исторического опыта: разделение труда, партнерство, кооперацию и торговлю. Дар человеческого интеллекта, используемый для повышения производительности и эффективности, разделение труда, инновации и обмен, вместе с землей (материальными ресурсами, как первичными средствами производства) все это является напоминанием, что только Бог дает способность приобретать или создавать богатство (Втор 8:18).

Эта способность с лихвой может обеспечить материальное выживание и умножение благосостояния человечества. Но духовное значение, свойственное обмену, может быть менее очевидным. Раз Бог не нуждается в наших жертвах или делах, единственный способ выразить святость в процессе обмена - в отношении равных или более слабых существ или вещей, как члены человеческой семьи и наше взаимодействие с флорой, фауной и ресурсами мироздания. (Необходимо подчеркнуть тесную связь процессов управления и обмена, особенно в отношении материальных ресурсов. Определения святости/ несвятости обмена и управления также совпадают в том, как мы заботимся о людях, человеческих институтах, о земле и ее низших тварях. Даже время является управляемым ресурсом.)

Сменим немного тему. В изобилии Эдемского сада идея прибыли выглядит бессмысленной, по крайней мере в таком контексте. Но прибыль является логическим результатом обмена, когда стоимость труда и знаний добавляются к цене продукта или услуги. То, что творение предусматривает прибыль, говорит сама развивающаяся природа, избыток семян в плодах, практика животноводства, рост населения. Одно зрелое дерево дуба производит около 150 000 желудей только за один сезон. За время своего существования человеческая семья из горстки людей выросла до семи миллиардов человек.

Иисус использовал умножение семян в Притче о Сеятеле, говоря, что доброе семя "упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать." Умножение (или прибыль) - это плод самого творения. Но заботясь о финансировании своего обеспечения мы не должны ставить прибыль главной целью обмена. Скорее, как предупреждал Иисус, если мы ищем Царства Божьего и его праведности (восстановления Божьего нравственного и естественного порядка), даже наименьшие наши нужды будут восполнены. Прибыль не является целью Божьего бизнеса, скорее побочным продуктом от сочетания работы, управления и обмена, производимого в праведности.

Писание приводит несколько примеров, которые демонстрируют отношение падшего человечества к святости/ несвятости процесса обмена. Один мы видим при сопоставлении Втор 15:4: "не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле"; и утверждение Иисуса о Его времени. При помазании драгоценным миром Он сказал: "Ибо нищих всегда имеете с собой" - Мк14:7. Бог хотел, чтобы Израиль жил по Его заповедям, включая справедливое отношение к слабым: нищим, вдовам, сиротам и пришельцам. Если бы они исполняли Его волю, отсутствие бедных и близость Божественного присутствия стали бы результатом справедливого общества: "Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?" Втор4:6-7.

Цель обмена в мироздании - это благословение через стремление к праведности, центральная черта "образа и подобия Божьего", отражающая даяние и поддержку Самого Бога. Праведный обмен приводит к шалому, целостности и гармонии общества. Шалом, как и святость, это общественное понятие - ни то, ни другое не достижимо в изоляции. Хотя люди по одиночке могут достичь самореализации, истинный шалом применяется к обществу и охватывает не только людей, но и пространство между ними. Праведность проникает в такое общество, создавая культурные ценности согласно с Духом Божьим. Шалом возникает в результате праведных отношений или святости, плодом деятельности святых - чистых, любящих, праведных и справедливых - участников.

Итак, основной момент в теологии рыночной экономики - не работа или управление сами по себе. Наше теологическое понимание начинается с характера и природы Святого Бога.

1) Обмен создан для улучшения материального и духовного обеспечения и умножения;

2) Честная торговля отражает любящую доброту и праведность Бога;

3) Умножение (прибыльность, возникающая в результате эффективной кооперации, партнерства и инноваций) является естественным следствием функционирования в изначально созданном, святом порядке.

Если мы берем пример с Бога в процессе обмена, шалом освещает нашу жизнь Божьим присутствием. Наше управление многообразной благодатью Божьей (добротой, проявленной в благословении), через экономическую, социальную и экологическую справедливость, через добрые дела, совершенные во имя Иисуса, станет самым сильным евангельским свидетельством во Славу Божью в этом потерянном, гибнущем мире.

Источник: журнал Exchange