Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей (Ис 32:1-2) |
Христианский бизнес не только может, но и должен быть социальной силой, привносящей в постсоветское общество настоящие перемены. Вера поощряет таланты, их активное использование и рост. Вера может быть обогащающей, об этом знают и свидетельствуют многие христиане-бизнесмены. Но может ли и должна ли вера сделать больше — не только обогатить человека, его семью, круг друзей, братьев по вере, но и преобразовать общество, изменить отношения в нем, заложить иные ценности, сформировать другое мировоззрение?
Возьмем пресловутую, но болезненную тему этики бизнеса. Сегодня об этике говорить не модно. Победителей, якобы, не судят, а успешных признают само собой. Вот и не хочет никто отвечать на вопрос о том, как он заработал свой первый миллион. Но без этики, без ясности нравственных оснований не будет качественных изменений: ценностей, установок, мышления, спроса, рынка. Вне этики есть лишь текущий момент, в который можно украсть или заработать на обмане или панике. С настоящим бизнесом, на мой взгляд, подобные авантюры имеют мало общего. А этика лишь часть веры, точнее мировоззрения, богословия, христианской жизни. И бизнес — лишь часть, а не целое. Этика может быть «христианской», а успеха не будет, и мечтать о нем запретят благочестивые старцы. Бизнес может быть успешным, а на вопросы этики положат табу эффективные предприниматели. Так что часть может быть успешной, а в целом все окажется бесперспективным.
Вот поэтому святые и праведные люди должны дерзать, и верить так, чтобы вера стала преобразующей, а христианские предприниматели, в свою очередь, должны думать не только об эффективности, но и о внутренних, фундаментальных условиях успеха.
Вот уже сто лет после Макса Вебера никому не удалось опровергнуть тезис социолога, что вера творит экономические чудеса и меняет сам способ жизни общества. Есть незыблемые христианские принципы, поощряющие предприимчивость, дающие ей смысл и этическое наполнение. Эту связь вероисповедных принципов и экономического успеха нужно понимать правильно: она сложная, не такая уж однозначная. Но еще более сложно понять веру и успех вне этой связи — разрыв этой связи заканчивается абсурдом.
Мотивом христианского предпринимателя не может быть только извлечение прибыли, здесь присутствуют и ответственность за данные таланты, и удовольствие от труда, и стремление к лидерству, и страсть к умножению возможностей.
Да и сама прибыль не является самоцелью, она служит расширению дела, развитию бизнеса, является ступенькой роста. А еще — вкладом в такое преобразование мира, когда богатства становится больше, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28), а бедности и дефицита — все меньше.
Перевернутой логикой по отношению к такой установке была классовая идеология с призывом уничтожить богатых, а дальше — не работать и не умножать, а отнимать и бесконечно делить.
В логике же христианского предпринимательства иное: классовое сотрудничество, при котором богатый умножает не только свое, но совокупное, общее благосостояние. Когда при обогащении богатого бедный не беднеет, но также обогащается — и не подачками, а возможностями получить медицинскую помощь в клинике для малоимущих, именную стипендию для учебы, перспективную работу для талантливой молодежи.
“Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.”Обычная логика бизнеса — держать народ в состоянии невежества и нищеты, зарабатывая на эксплуатации самых низких потребностей. Логика христианского бизнеса — преобразовать общество, расширяя возможности людей, предлагая им новые инструменты успеха, увеличивая их покупательную способность, прививая вкус, преобразуя потребности в ценности.
Надо признать горькую правду жизни: для христианского предпринимательства открыты далеко не все сферы рынка, самые прибыльные захвачены и защищены от конкуренции. На мой взгляд, это не так уж и плохо. Нужно видеть перспективные сферы, предугадывать завтрашний день, формировать новый спрос.
В то время как ведутся кровавые войны за привычные места быстрой прибыли, стоит экономить время, силы и ресурсы для новых рынков. Или же подумать иначе: как привнести свежие подходы в традиционные сферы бизнеса, чтобы вернуть к ним интерес. Если в кафе можно будет «подвесить чашку кофе» для нищего студента и оставить журнал или книгу на полке бесплатного пользования; если в обувном магазине по ценнику можно будет узнать, что в стоимость купленных ботинок включена дешевая пара для сиротского приюта (причем, за половину подарка детям платит клиент, а за вторую половину из своей прибыли платит владелец магазина), то этот бизнес станет не только социально ответственным, но и социально привлекательным.
Принимая на себя ответственность за преобразование рынка-общества-человека, бизнес стимулирует собственное же развитие. Теперь бизнес взаимодействует с обществом не столько через рекламу и ее искаженные образы, сколько через активное и заинтересованное соучастие в трансформации общественных ценностей и нужд, моделей успеха и стратегий развития.
Есть лишь один способ идти в ногу со временем так, чтобы это непонятное ускоряющееся время не обанкротило тебя, — понять это время, не держаться за прошлое, играть на опережение. Есть лишь один способ успеть за переменами — стать частью этих перемен, меняться и менять, предугадывать перемены и генерировать их.
Хороший товар, надежные отношения, доверие к партнерам, верность слову, поощрение инициативы, шанс карьерного роста «с нуля» — все это нужно не только бизнесу для создания социально привлекательного бренда, но и обществу. Христианский бизнес производит обычные (надеюсь, качественные) вещи, но при этом задает необычные, христианские ориентиры для членов общества — поощрение для желающих быть успешными; надежду для тех, кто на дне; солидарность и ответственность для тех и других. Покупая вещи и услуги, общество покупает их смыслы, ценности, установки, отношения. Вот почему бизнес участвует в мировоззренческих войнах не меньше, чем школа или Церковь.
Бизнес — грязная сфера, но не больше чем любая другая в обществе, где Бога убили или выставили за дверь. Бизнес — святая сфера, как и любая другая, если человек относится к своему делу и собственности как Божьему поручению управлять и развивать Его творение.
Бизнес может воплощать в себе как ценности века сего, так и ценности Божьего Царства. Если бизнес инвестирует в добрые перемены, он становится частью миссии и получает особенное благословение и покровительство Божье.
Источник: "Миссия в бизнесе".