"Невыгодная" позиция Стивена Харпера

Много ли в нашем мире найдется людей, готовых выступить против всех, когда речь идет о духовных принципах? "Он (Харпер) какой-то очень странный, - заявил британский чиновник на последнем саммите "большой восьмерки". - Я не понимаю, чего он хочет добиться этой своей невыгодной позицией" (ИА "Курсор"). 

Действительно, чего же добивается канадский премьер?

Как и ожидали эксперты, лидер Канады, Стивен Харпер не дал остальным семи лидерам стран G8 включить в итоговую декларацию обращенное к Израилю требование уйти к границам 1967 года, за что Канада поплатилась местом в Совете Безопасности ООН.

Благодаря Канаде, неугодные Израилю формулировки были смягчены, а границы 1967 года не упоминаются вовсе - сообщает агентство Курсор

С приходом к власти в Канаде консервативного правительства Стивена Харпера эта страна заняла четкую произраильскую позицию, резко отличающуюся от позиции прежнего правительства либералов.

Он неоднократно заявлял, что, пока он является премьер-министром своей страны, Канада не станет пресмыкаться перед теми, кто, угрожая Израилю, угрожает и всему свободному миру.

В середине октября 2010г. Канада потерпела поражение в голосовании за членство в Совете Безопасности ООН. Так, правительство Харпера стало первым после 1945 г. правительством Канады, не сумевшим сохранить за своей страной место в этом влиятельном органе ООН, в который входит 15 стран.

Произраильская позиция правительства Харпера вызвала резкую реакцию 57 стран, входящих в Организацию исламской конференции. И, хотя голосование между 192 членами Генеральной Ассамблеи ООН является тайным, широкая оппозиция стран исламского блока дала понять, что шансы Канады сохранить за собой место в СБ на 2011-2012 гг. невелики. Но это не испугало Стивена Харпера.

Стивен Харпер являет собой разницу между политиком и государственным мужем. Он доказывает на собственном примере, что мораль и политика вполне совместимы - сообщает National Post

Однако, убеждения Харпера не ограничиваются одним отношением к еврейскому государству. Он ориентирован на развитие экономических отношений со странами, уважающими права человека.

В самый первый год своего премьерства в 2006г. евангельский христианин Стивен Харпер прямо провозгласил, что не пожертвует правами человека ради «всемогущих денег».

"Канадское понятие о ценностях является нашей главной составной частью. Мы существуем, опираясь на это. Эти ценности принесли нашему обществу процветание, мир и многообразие. Поэтому мы никогда не будем сомневаться в них", - цитирует его слова CBC.

Харпер неоднократно открыто критиковал коммунистические власти Китая за грубые нарушения прав человека, несмотря на то, что Китай является вторым по величине торговым партнером Канады. И, хотя руководство и СМИ КНР подвергают его поведение острой критике, Харпер принимает их невозмутимо. "Мы не отступим от достигнутых договоренностей, если нам предоставят возможность затронуть вопрос прав и свобод человека в Китае", - заявляет канадский премьер.

Тех же принципов он придерживается и в отношении других стран. Так, на встрече с президентом Украины в конце 2010г. Харпер сказал, что Канада хочет укреплять связи со свободной Украиной и будет поддерживать ее всегда, когда она будет двигаться к свободе, демократии и правосудию.

По поводу того, что упоминание о правах человека может повредить международной торговле Чжо Чжун (председатель базирующегося в г.Торонто Комитета поддержки демократического движения в Китае) сказал, что, наоборот, молчание в этом вопросе не принесло бы Канаде никакой экономической пользы.

Начиная с 1997 года под давлением китайских властей и канадских бизнесменов, правительство Канады перестало открыто критиковать Пекин за нарушения в области прав человека. Начиная с того года впервые канадский экспорт в Китай начал сокращаться. В 1997 году он составил 1,41% общего импорта Китая; в 2003 году - 1,06%; в 2006 году достиг рекордного минимума - 0,97%.

Из этого видно, что так называемая «мирная политика» не принесла Канаде экономических выгод.

В 2006 году канадское правительство прекратило эту политику умалчивания проблем прав человека в Китае. В 2008 году канадский экспорт в эту страну впервые возрос на 1,12%. (The Epoch Times)

Что до его деятельности в самой Канаде, то оказалось, что привычка Стивена Харпера занимать "невыгодную" принципиальную позицию многим пришлась по душе и идет на пользу ему самому.

В 2009г., по мнению канадских СМИ, премьер-министр стал человеком года. Такой результат показал опрос журналистов, проведенный информационным агентством Canadian Press.

"Возможно, его личное отношение к некоторым вопросам может вызывать критику, однако то, что он твердо стоит на своем, добавляет ему почитателей", - считает Морис Клутье - главный редактор шербрукской газеты La Tribune.

За пять лет премьерства оппозиция несколько раз пыталась уволить его правительство и ему понадобилось немалое мастерство, чтобы не оказаться побежденным.

Трижды за это время проводились досрочные выборы, и трижды он переизбирался премьером, а его партия продолжала увеличивать количество мест в канадском парламенте.

В течение пяти лет, дольше, чем кто-либо другой, Харпер возглавлял правительство меньшинства. В одном из интервью СВС он сказал: "Вы знаете, быть в парламентском меньшинстве - это даже интересно. Я думаю, мы продемонстрировали, что так можно работать..."

В марте 2011 года Палата Общин объявила правительству Ст. Харпера вотум недоверия. Первый раз за всю историю Британского Содружества кабинет получил вотум на основании позорного обвинения в неуважении к парламенту. Однако, это тоже его не сломило.

Во время предвыборной кампании он не раз говорил, что следующее правительство он сформирует, только, если консервативная партия получит большинство голосов избирателей. И... выиграл выборы.

Его партия впервые за многие годы получила большинство в парламенте. Всеобщие выборы вернули Стивена Харпера в кресло премьера, а его соперник и лидер оппозиции - Майкл Игнатьефф, не раз жестко критиковавший решения его кабинета, вынужден был уйти в отставку.

Интересно, что Канада последней из развитых стран вошла в кризис; и есть основания считать, что одной из первых выйдет из рецессии.