Один из принципов, изложенных в Библии: солидарность и братство в сохранении собственности других людей и содействие в устройстве их дел. Этот принцип составляет основу всех общественных отношений.
Да благословит тебя Бог и охранит тебя!
Это благословение с высокой степенью вероятности относится, прежде всего, к процветанию всего нашего личного материального имущества и его защите от всего, что могло бы нанести ему ущерб. Таким образом, Б-жественный Закон обеспечивает Б-жественное "охранение" имуществу, чтобы оно сохранилось для нас. Ибо наше владение имуществом должно приносить нам подлинное счастье.
Законы о жертвоприношениях. Согласно Талмуду (Арахин 28а) эти законы предполагают, что человек никогда не освятит обетом всю свою собственность, но лишь часть ее, и даже не все, что принадлежит к одной категории собственности, например, не всех овец, не весь крупный рогатый скот и так далее.
В действительности, Закон сурово порицает того, кто отказывается от всего своего имущества - даже от какого-либо вида имущества целиком - чтобы посвятить его Б-гу. Еврейское "каноническое право" считает не добродетелью, а грехом отказ человека от всех своих владений для содействия священным целям Храма. Да, Закон утверждает, что человек даже не имеет права отказаться от собственности таким образом. Закон тем самым отмечает, что лучше всего вы служите Б-гу, используя то имущество, которое Он даровал вам, с целью развития и улучшения жизни человека на земле согласно Его воле.
Кроме того, хотя человеку разрешается пожертвовать своими правами и имуществом ради достижения высшего блага, но никогда - правами других. Никогда - правами своих ближних, так как забота о тех, попечение о ком возложено на наши плечи является не менее благородным актом преданности Б-гу.
Закон ("возлюби ближнего твоего...") предписывает человеку помогать собрату в исполнении его Божественной миссии и заботиться о его собственности и благополучии. Обратите внимание, однако, что помощи, и даже возвращения утерянной собственности, можно ожидать лишь от того, кто не занят другой работой.
Закон не обязывает человека, занятого другой работой, пренебречь своим заработком без соответствующей компенсации. Эти ограничения являются выдающимися особенностями еврейских законов, относящихся к сфере поддержания социальной справедливости.
Этот дух еврейского закона далек от того экстравагантного рвения, которое требует полного самоотречения в качестве главного правила общественной жизни и которое приравнивает добродетель к самопожертвованию.
Еврейский жизненный уклад не приемлет такой философии, так как она никогда не могла бы стать всеобщей нормой. И в самом деле, ее воплощение на практике означало бы конец всех общественных отношений. Если бы такой непрактичный идеал стал нормой повседневного поведения, "практически мыслящие" люди почувствовали бы, что у них нет другой альтернативы, кроме позиции явного эгоизма.
Еврейские принципы общественных отношений придают универсальную нравственную законность потребности человека обеспечить свое существование и независимость.
Еврейская истина в основе своей отрицает, что любое преследование человеком своих собственных целей связано с эгоизмом; напротив, она рассматривает такое стремление как заповеданный Б-гом долг.
По этой же причине Мишна (трактат Бава меция 33а) могла сформулировать в качестве основного принципа правило, что, если одновременно в опасности находится и ваша собственность, и собственность вашего ближнего, и встает вопрос об их спасении, ваша собственность стоит первой в списке. Закон не требует от вас, чтобы вы пренебрегли своей собственностью.
Раби Йеhуда объясняет это на основании имеющегося в Торе ограничения (Втор. 15:4): "Несомненно, не будет у тебя нуждающегося", говоря что, "(в плане опеки) ваша собственность должна быть для вас важнее собственности любого другого человека"…
В то же время, однако, этот авторитет спешит добавить предостережение тому, кто будет настаивать на строгой приверженности этому принципу (приоритета своей собственности). Ибо тот же самый Закон, который провел для нас границы права относительно всех наших поступков (и, переходя эти границы, мы поступаем дурно), ожидает, что мы будем достаточно благоразумны, чтобы ограничить себя , даже в пределах назначенных Б-гом границ; чтобы отказаться от наших прав ради благополучия ближнего и делать то, что в данных обстоятельствах мы смогли бы определить как «справедливое и хорошее в глазах Б-га».
Закон настоятельно и категорично требует, чтобы, помимо и одновременно с тем, как мы надзираем за удовлетворением своих собственных нужд, мы с участием и вниманием пеклись бы о сохранности собственности соседа и о продвижении его дел.
Наше поведение должно направляться нормой того, что "справедливо и хорошо в глазах Б-га". Еврейские Мудрецы толковали эту заповедь как принцип, который еще более расширяет требования Божественного Закона к нашему социальному поведению: мы не просто должны подчиняться требованиям права и долга, ясно выраженным в Законе, но мы должны позволить себе руководствоваться тем духом добра и права, который подразумевается в этих условиях.
Этот принцип, в первую очередь, требует, чтобы мы не пользовались правом - даже законным - если преимущество, которое мы извлечем, воспользовавшись этим правом, непропорционально мало по сравнению с тем преимуществом, которое получила бы другая сторона, если бы нам пришлось отказаться от наших притязаний. Когда есть более высокая, положительная и добрая цель вы должны быть готовы отказаться от тех прав, которые принадлежат вам по закону.
В статье использованы комментарии к Книгам Моисея: Ш.Р.Гирша, Сончино,
комментарии к Талмуду.
Это благословение с высокой степенью вероятности относится, прежде всего, к процветанию всего нашего личного материального имущества и его защите от всего, что могло бы нанести ему ущерб. Таким образом, Б-жественный Закон обеспечивает Б-жественное "охранение" имуществу, чтобы оно сохранилось для нас. Ибо наше владение имуществом должно приносить нам подлинное счастье.
Законы о жертвоприношениях. Согласно Талмуду (Арахин 28а) эти законы предполагают, что человек никогда не освятит обетом всю свою собственность, но лишь часть ее, и даже не все, что принадлежит к одной категории собственности, например, не всех овец, не весь крупный рогатый скот и так далее.
В действительности, Закон сурово порицает того, кто отказывается от всего своего имущества - даже от какого-либо вида имущества целиком - чтобы посвятить его Б-гу. Еврейское "каноническое право" считает не добродетелью, а грехом отказ человека от всех своих владений для содействия священным целям Храма. Да, Закон утверждает, что человек даже не имеет права отказаться от собственности таким образом. Закон тем самым отмечает, что лучше всего вы служите Б-гу, используя то имущество, которое Он даровал вам, с целью развития и улучшения жизни человека на земле согласно Его воле.
Кроме того, хотя человеку разрешается пожертвовать своими правами и имуществом ради достижения высшего блага, но никогда - правами других. Никогда - правами своих ближних, так как забота о тех, попечение о ком возложено на наши плечи является не менее благородным актом преданности Б-гу.
Закон ("возлюби ближнего твоего...") предписывает человеку помогать собрату в исполнении его Божественной миссии и заботиться о его собственности и благополучии. Обратите внимание, однако, что помощи, и даже возвращения утерянной собственности, можно ожидать лишь от того, кто не занят другой работой.
Закон не обязывает человека, занятого другой работой, пренебречь своим заработком без соответствующей компенсации. Эти ограничения являются выдающимися особенностями еврейских законов, относящихся к сфере поддержания социальной справедливости.
Этот дух еврейского закона далек от того экстравагантного рвения, которое требует полного самоотречения в качестве главного правила общественной жизни и которое приравнивает добродетель к самопожертвованию.
Еврейский жизненный уклад не приемлет такой философии, так как она никогда не могла бы стать всеобщей нормой. И в самом деле, ее воплощение на практике означало бы конец всех общественных отношений. Если бы такой непрактичный идеал стал нормой повседневного поведения, "практически мыслящие" люди почувствовали бы, что у них нет другой альтернативы, кроме позиции явного эгоизма.
Еврейские принципы общественных отношений придают универсальную нравственную законность потребности человека обеспечить свое существование и независимость.
Еврейская истина в основе своей отрицает, что любое преследование человеком своих собственных целей связано с эгоизмом; напротив, она рассматривает такое стремление как заповеданный Б-гом долг.
По этой же причине Мишна (трактат Бава меция 33а) могла сформулировать в качестве основного принципа правило, что, если одновременно в опасности находится и ваша собственность, и собственность вашего ближнего, и встает вопрос об их спасении, ваша собственность стоит первой в списке. Закон не требует от вас, чтобы вы пренебрегли своей собственностью.
Раби Йеhуда объясняет это на основании имеющегося в Торе ограничения (Втор. 15:4): "Несомненно, не будет у тебя нуждающегося", говоря что, "(в плане опеки) ваша собственность должна быть для вас важнее собственности любого другого человека"…
В то же время, однако, этот авторитет спешит добавить предостережение тому, кто будет настаивать на строгой приверженности этому принципу (приоритета своей собственности). Ибо тот же самый Закон, который провел для нас границы права относительно всех наших поступков (и, переходя эти границы, мы поступаем дурно), ожидает, что мы будем достаточно благоразумны, чтобы ограничить себя , даже в пределах назначенных Б-гом границ; чтобы отказаться от наших прав ради благополучия ближнего и делать то, что в данных обстоятельствах мы смогли бы определить как «справедливое и хорошее в глазах Б-га».
Закон настоятельно и категорично требует, чтобы, помимо и одновременно с тем, как мы надзираем за удовлетворением своих собственных нужд, мы с участием и вниманием пеклись бы о сохранности собственности соседа и о продвижении его дел.
Наше поведение должно направляться нормой того, что "справедливо и хорошо в глазах Б-га". Еврейские Мудрецы толковали эту заповедь как принцип, который еще более расширяет требования Божественного Закона к нашему социальному поведению: мы не просто должны подчиняться требованиям права и долга, ясно выраженным в Законе, но мы должны позволить себе руководствоваться тем духом добра и права, который подразумевается в этих условиях.
Этот принцип, в первую очередь, требует, чтобы мы не пользовались правом - даже законным - если преимущество, которое мы извлечем, воспользовавшись этим правом, непропорционально мало по сравнению с тем преимуществом, которое получила бы другая сторона, если бы нам пришлось отказаться от наших притязаний. Когда есть более высокая, положительная и добрая цель вы должны быть готовы отказаться от тех прав, которые принадлежат вам по закону.
В статье использованы комментарии к Книгам Моисея: Ш.Р.Гирша, Сончино,
комментарии к Талмуду.