Библейский взгляд на кредитование

Фото с сайта onegoodworld.org
Что бы вы предпочли: одолжить кому-то 100 долларов или одолжить 100 долларов у кого-то? Что для вас лучше: 10 тысяч на счете в банке или 10 тысяч кредита?

Конечно, иметь самому и иметь возможность давать другим - блаженнее, чем брать. Это не только библейская мудрость, но и простой здравый смысл. В ее основе лежит принцип Б-жьего закона даяния.

На самом деле, в кредитах нет ничего плохого. Однако, в отличие от нашего современного мира, кредиты были задуманы для благословения бедных.

Если вы никогда не читали 28-й главы Второзакония, прочтите. Это список благословений для тех, кто слушается Б-га, и проклятий для тех, кто не подчиняется Ему. Человек, который жил по Б-жьему Закону, получал награду от Б-га уже в земной жизни. Одной из таких наград было процветание. Прочитайте стих 12, это одно из благословений за послушание:
Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы.
Интересно, не правда ли? Б-г обещает избыток послушным Ему людям, и благословение иметь возможность давать взаймы и не занимать самому идет в одном ряду с с благословением благоприятной погоды и плодотворного труда.

Но брать взаймы стоит в списке проклятий! Вам даже не нужно верить Библии, чтобы это заметить. Просто откройте глаза.

В нашем сегодняшнем мире банки считают идеальным заемщиком семейного человека, обеспеченного имуществом, со стабильным доходом, хорошей работой или бизнесом - то есть всеми признаками, которые Второзаконие 28 называет благословением. Б-г же, наоборот, считает, что именно такой человек, одалживая деньги подвергает себя проклятью.

С другой стороны, разве не странно одалживать деньги тем, у кого они и так есть, и отказывать тем, кто в них особенно нуждается?

Обратите внимание на то, что Библия говорит в Исходе 22:25 о займах и кредитовании в древнем Израиле:
Если даете взаймы бедняку из Моего народа, не будьте, как ростовщик - не налагайте процентов. (Новый русский перевод).
Во-первых, обратите внимание, что говорится: "если даете в долг". Было вполне допустимо предлагать кредиты, если вы в состоянии. Кредиторам было приказано быть щедрыми и давать, но мудро и осмотрительно, не одалживая больше, чем они могли. Во-вторых, кредиты давались бедным, на иврите это слово означает "скромный" или "нуждающийся". Так что, если бедный израильтянин действительно нуждался, а не просто хотел чего-то, он мог получить кредит. Вместе с тем, кредиты не давали тем, кто просто хотел скорее что-то купить. И, наконец, кредит был беспроцентным!

На самом деле, Бог пошел еще дальше. Он сказал, что те, кто может одолжить деньги нуждающимся, должны это делать даже если им не смогут вернуть долг! Бог сказал, что Он Сам вернет кредитору заем, если бедный заемщик не сможет (Второзаконие 15:10; Притчи 19:17).
Дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; (Втор15.10)
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. (Притч 19.17)
Этому же принципу Иисус Христос учил в Новом Завете:
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:34-36).
Конечно, Бог не оправдывает неразумную раздачу денег всем, кто этого не заслуживает. Бог не принимает ни сторону кредитора, ни сторону заемщика. Он ожидает, что обе стороны, будут бескорыстны. Должнику, Бог говорит: "Если ты действительно нуждаешься, ищи займа, а затем сделай все возможное, чтобы погасить его". Если ты занял деньги, Бог указывает на прямую ответственность должника за оплату своих долгов (Псалом 37:21):
Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает...
Кредиторам, Он говорит: "Если вы в состоянии занять бедному, не ищите прибыли и не волнуйтесь, что он не сможет вернуть долг". Насколько это отличается от того, что мы привыкли видеть сегодня.

Зная разрушительные последствия растущих долгов, Бог встроил "предохранительный механизм" в Свою экономическую систему (Второзаконие 15). Он называется Субботний год, год прощения долгов. Каждый седьмой год, как было установлено в гражданском праве Израиля, все краткосрочные долги прощались. Разница, как мы видели выше, выплачивалась в полном объеме Самим Богом.

Бог сказал израильтянам быть осторожными и не пользоваться этим "предохранительным механизмом" в корыстных целях. Освобождение от долгов в Субботний год было предназначено, чтобы предотвратить нищету, а не для того, чтобы позволить растраты и расточительность. Во Второзаконии 15:7-11 Бог предупредил кредиторов не презирать бедных, когда приближался седьмой год:
Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.
Опять же, Бог увещевал обоих: и кредиторов, и заемщиков, соблюдать принципы даяния.

Выглядит так, что библейские принципы совершенно невыполнимы в современной экономике, что их применение грозит полным крахом всей финансовой системе. Но, слава Б-гу, это не так.

Правда в том, что Б-г не рассматривает займы, как и любой другой бизнес, в качестве способа обогатиться. Его цели всегда и в любом деле остаются неизменны - благословить всех людей, оставаясь единственным и истинным Источником богатства и процветания каждого человека. Это означает, что никто из Его народа не должен думать о своей прибыли больше, чем о благосостоянии ближнего.

Такой подход открывает перед нами совсем другую картину экономики и бизнеса, где на первый план выходят любовь к ближнему, любовь к Б-гу и стремление к общему благу. Человек, движимый этими мотивами, получает возможность управлять своим бизнесом на совершенно новом, духовном уровне, на котором не бывает кризисов и колебаний рынка.