Политическое пророчество 19-го века. Часть 1

Волны народного протеста, прокатившиеся в последнее время по Украине (и России), против коррупции и беззакония, рождают надежду на скорое пробуждение национального самосознания. Хочется надеяться также, что они приведут к благотворным переменам в наших странах. Однако история и здравый смысл показывают, что желание народа, не подкрепленное знанием, часто превращается в безумие толпы, ведущее в никуда. Как написано: гибнет народ Мой от недостатка ведения. В этой связи, мы публикуем проповедь, которая была произнесена в наставление политикам начала 19-го века. В ней, удивительным образом, содержатся не только детальное описание проблем нашего сегодняшнего мира, но и даются ответы на них. Итак, борцам за свободу посвящается.

Проповедь, посвященная годовщине выборов, Хартфорд, шт. Коннектикут, 12 мая 1803 года. Маттиас Бернет, доктор богословия Пастор Первой Церкви в Норфолке.

Псалом 10. 3. Если разрушены основания, что сделает праведник?

Этот вопрос выразительно демонстрирует прискорбное состояние хорошего человека, когда единственно верные основы порядка, мира и безопасности в обществе, религии и правительстве подорваны и уничтожены. Хотя это и не указано прямо, я думаю, очевидно из контекста, что именно о них говорит псалмопевец, когда представляет праведника в таких плачевных обстоятельствах. Действительно, какие условия могут быть более жалкими? Если надежные основы порядка, мира и безопасности в обществе уничтожены, что сделает праведник? Куда бежать праведникам за защитой и утешением? Столпов, на которых держалась их безопасность больше нет, они стали самыми несчастными из всех людей. Их совесть не позволит им прибегать к тем мерам, к которым нечестивые прибегают не стесняясь, они подвергаются преследованиям, грабежам и разорению от всех, ненавидящих их или жаждущих их собственности, без надежды на помощь. Если система управления уничтожена, если все человеческие преграды похотям и коррумпированной жадности сломаны, все в нашей жизни оказывается в опасности.

Каждый будет против каждого, и тем сильнее будет угнетение слабого. Это учение противоречит некоторым философам сегодняшнего дня, которые говорят, что человек не нуждается во внешнем законе или правительстве чтобы регулировать его поведение, достаточно разума, который ему дан. Здравого смысла и чувств, или нравственного чувства, как они его называют, вполне достаточно чтобы быть законом самому себе и удовлетворить все цели общества без какого-либо писаного закона или принуждения со стороны власти. О ложности этого утверждения свидетельствует вся история человечества, а распространенность порока во все времена противоречит и разуму, и чувствам, и закону.

Общее чувство человечества в развращенном мире направлено против порока и беззакония; обучение во всех школах и общественные предписания должны осуждать их, а задача всех законов и правительства - сдерживать и подавлять их. Однако, как часто развратные и коррумпированные страсти человека прорываются даже через эти барьеры? Как часто люди оказываются настолько безрассудны, чтобы совершать преступления, которые осуждает их же совесть, как и мнение всего человечества. Они разрывают ограждение закона, грабят вдов и сирот. Они совершают государственные измены, убийства и другие зверства, которые вызывают ужас от одного упоминания о них. И если такие чудовищные преступления совершаются несмотря на ограничения со стороны закона и правительства, а также общечеловеческого разума и здравого смысла, то насколько чаще они происходили бы, и сколь большей высоты достигли, если бы этот "забор" был сломан, и эти ограничения сняты? Не стали бы беззаконные страсти бушевать без контроля, неся повсюду опустошение? Без сомнения стали бы. Именно для того, чтобы обуздать похоти, чтобы ограничить насилие и защитить личность и собственность одного человека от вторжения другого, всем народам нужно по необходимости, также как и по выбору, подчиняться той или иной форме правительства, провозглашенной и установленной записанными законами или всеобщим согласием быть управляемыми одним, несколькими или многими людьми. Монархом, элитой или представителями и судьями, избранными народом, для устрашения и наказания злодеев и поощрения и защиты делающих добро. Это есть, или должно быть, конечной целью и назначением любого правительства, и оно, будучи правильно составлено и управляемо, в самом деле, значительно способствует этой цели.

Но даже превосходное правительство и самая лучшая форма правления, самые мудрые и благотворные законы во многих случаях оказались бы слабы и неэффективны без религиозных чувств и страха грядущего мира. Великие и сильные, часто так высоко возносятся в своем богатстве и власти, что бывают выше страха перед законом и нареканий людей за его нарушение, а бедные иногда считают себя павшими так низко в общественном мнении, что их перестает волновать еще более низкое падение. Их обстоятельства настолько жалки, что хуже стать уже не могут, и, следовательно, их мало сдерживает то, что люди думают о них, они без страха и стыда совершают любые преступления, к которым их ведут собственные склонности или представляющиеся возможности.

Но даже, если человек боится наказания и нареканий общества, существует еще десять тысяч случаев, в которых он может ускользнуть от них обоих. Случаев, в которых люди всех рангов могут совершать преступления под покровом такого мрака, что никакой человеческий глаз не сможет проникнуть, ничья рука не сможет схватить, если не будет религиозных чувств и страха Божьего перед их глазами, который сдержит от любых проступков, к которым выгода или жажда удовольствий толкает их? Будет ли человек, который игнорирует власть вездесущего Бога, перед чьим всепроникающий оком все обнажено и открыто, считаться со властью человека, которого он может обмануть в любой момент? Будет ли человек, который убедил себя, если такое возможно, что Бога не существует, или, что эта жизнь и есть все его существование, и что он никогда не будет призван к ответу в будущей жизни за его поведение в этой; будет ли он воздерживаться преступлений, к которым влекут его склонности, если тайна может укрыть его от наказания, а власть защитить от возмездия общества? При таких обстоятельствах будет ли он колебаться, обманывая ближнего своего, предавая или убивая друга, или предавая свою страну ради прибыли или, даже, ради экономии для себя? Наверняка - нет. Но честь, честность, благодарность и дружба, станут здесь жертвами на алтаре выгоды, наслаждений и амбиций. Одним словом, изгоните религиозные чувства и страх перед будущим миром из общества, и вы заодно уничтожите священные обязательства совести и оставите каждого человека делать то, что правильно в его глазах. Вы сделаете из человечества хищных зверей, обманывающих, разрушающих и поглощающих каждого, кто хитростью или силой окажется в их власти. Итак, тот, кто заботится о своих интересах или интересах общества, должен быть другом религии как самых надежных уз приличия во всех частных делах, и как лучшего охранителя национального мира и благополучия. Итак, если религия и правительство, таким образом, фундаментально важны для порядка, мира и безопасности общества, то естественным будет вопрос: как эти основы могут быть заложены и увековечены? И на этот вопрос я отвечу:

1. Правильным и добродетельным образованием детей и молодежи. Наставь юношу при начале пути его - это совет и заповедь великого правителя и очень мудрого человека, которая гарантирует, что и, когда состарится, он не уклонится от него. Этот совет наиболее достоин внимания и уважения, потому что основан на фактах и опыте. Образование формирует сознание и управляет привычками. Без образования и знаний, полученных в его процессе, люди всегда будут подвержены заблуждениям. Не зная истинной природы вещей, они деградируют, подавляемые грубыми суевериями или возбуждаемые диким энтузиазмом. Они будут обмануты и ослеплены любым пронырливым демагогом или покорно склонятся перед любым высокомерным деспотом. Но когда люди хорошо образованны и правильно информированы, они стряхнут эти путы со своего разума и устремятся к истинным правам и достоинствам человека. Наученные искусствам и наукам, законам и обычаям народов, наставленные в собственных правах и правах других людей, они будут более склонны защищать первые и воздерживаться от нарушения вторых. Приученные исполнять свой долг перед Богом, ближними и самими собой, они будут менее склонны нарушать порядок и спокойствие общества любым ненадлежащим поведением. Именно поэтому все цивилизованные народы считают воспитание детей и молодежи делом величайшей важности.

Древние греки и римляне уделяли особое внимание этой теме. Они рано начинали учить своих детей боятся богов, слушаться родителей, учителей и правителей, и любить свою страну. Они объясняли им их права, вдохновляли дух и мужество в их защитите. Они прививали им трудолюбие, умеренность и честность. Они приучали их к трудностям работой и упражнениями в соответствии с их возрастом. Они готовили их к добродетельным и героическим делам, поощряя славой и честью, и удерживали от порока позором и наказаниями. Так были воспитаны поэты и ораторы, патриоты и герои, которые увековечили память этих республик. И мы можем достичь такой репутации, вручить потомкам сильную и целостную конституцию, с которой мы живем, и божественную религию, которой мы радуемся, с разумной надеждой, что они сохранятся в нашей стране, только одним способом - воспитывая подрастающие поколения. Счастье или несчастье такой нации, как наша, должно в значительной степени зависеть от образованности или невежества нашего народа.

2. С этой точки зрения публичное поклонение Богу, собрания для молитвы, хвалы и религиозных наставлений в день Господень - дело величайшей важности. Это отличнейший способ общаться, распространять и закреплять знания о Боге и религии, который когда-либо был придуман. Действительно, это единственный метод, который может поддерживать общественное внимание к религии, которая без него будет скоро потеряна и забыта. Там, где проповедь Слова и таинств крещения и вечери Господней пренебрегалась и прекращалась, люди скоро возвращались к тому же мраку идолопоклонства, который преобладал до появления великого солнца Истины, и царит сейчас в тех частях земли, куда Евангелие никогда не доходило. По этой причине Юлиан Отступник, пытаясь уничтожить христианскую религию, запретил публичные собрания христиан для богослужения и наставления в вере, хорошо зная, что, если ему удастся добиться успеха в этом, он сможет с успехом исполнить свои намерения; и, если когда-нибудь христианская религия и будет искоренена, это произойдет через дурную славу ее институтов, их пренебрежение и забвение. Таким образом, разрушение христианских институтов является великой целью его врагов.

Но богослужения и посещение религиозных институтов важно не только как способ общения, распространения и сохранения знаний доктрины и принципов христианства, но и как способ более глубокого и длительного влияния, делающего людей не только мудрее, но и лучше, исправляющего характер и регулирующего поведение.

Через слышание о добродетелях от субботы к субботе объясняются и внушаются благочестие, справедливость, самоконтроль, чистота, милосердие и любовь; а противоположные пороки - непочтительность, несправедливость, невоздержанность, нечистота, вражда, ссоры и распри - клеймятся и осуждаются со священным страхом будущего суда, когда все тайны сердца будут открыты, и совершенные во плоти дела получат воздаяние в соответствии с их природой. Это слышание имеет естественную тенденцию воспитывать добродетели, и выявлять и сдерживать проявления пороков. Таким образом, поклонение общества Богу благотворно влияет не только на лучшие качества отдельного человека, но и на порядок, мир и гармонию в семьях, обществе и государстве.

Это слышание порождает хороших мужей и жен, хороших родителей и детей, добрых хозяев и слуг, хорошие правителей и подданных. Оно учит правителей управлять в страхе Божьем, а подданных - подчиняться не только из страха наказания, но и по совести. Собираясь так, суббота за субботой, как дети одного Бога и Отца, для молитвы и хвалы Ему, Отцу милосердия и Источнику всего добра, люди примиряются друг с другом и становятся более любящими и доброжелательными. И напротив, если религиозные институты будут в пренебрежении и запустении, полное невежество в Божественном и великое разложение морали последуют незамедлительно.

Я думаю, мы легко можем увидеть разницу в знании и морали людей в тех местах нашей страны, где соблюдается суббота и регулярно проповедуется Евангелие, и теми местами, где этого нет. В последних люди растут в невежестве, довольно грубы и нецивилизованны в своих манерах. Суббота рассматривается у них как день отдыха и проводится в праздности, пьянстве, азартных играх и других пороках, которые развращают ум и ведут к нищете, нужде и убогости в жилищах народа. И, как кто-то решительно, но верно заметил: если наши церкви будут закрыты и институт религии добровольно отброшен, то государственный магистрат, если он заботится о благе общества, скоро сам заставит их открыть для исправления преступников, которые, в противном случае, будут разгуливать на свободе.

3. Еще одна вещь, от которой во многом зависит благополучие и стабильность правительства, это выбор мудрых и достойных людей со светлой головой, честным сердцем и образцовой жизнью в законодательные, судебные и исполнительные органы государства. Это республиканское или свободное правительство - наиболее серьезная задача. Каковы качества и квалификация людей, которых вы избираете во власть, этому вопросу никогда не будет уделено слишком много внимания, если мы хотим блага своей стране. Если люди, которые возвышены народом, чтобы писать законы, судить или исполнять закон слабы и невежественны, законы, которые они примут будут такого же качества, и если они коррумпированы в своих принципах, развратны и аморальны в своей личной жизни, они, будучи движимы своим сердцем и поведением, будут также небрежны в исполнении законов, какими бы мудрыми и хорошими они бы ни были.

Так они сами станут примерами и вдохновителями пороков в других, и будут способствовать ослаблению и уничтожению того правительства, которое поклялись укреплять. Например, древние греки во времена наивысшей чистоты и совершенства их государства, не допускали ко власти тех, кто вел развратный и аморальный образ жизни, считая недостойным доверия того, кто не может или не хочет управлять самим собой и жить по правилам благоразумия, умеренности и справедливости. И, по тому же принципу, без сомнения, Иофор, тесть Моисея, дал ему замечательный совет - выбирать судей с определенными качествами и квалификацией, чтобы помочь ему в управлении народом Израиля.

Это должны быть люди способные, боящиеся Бога, праведные и ненавидящие корысть. То есть, они должны быть людьми благоразумными и компетентными в необходимой области. Людьми, действующими в вере и страхе перед Богом, их Контролером и Судьей, перед которым они считают себя ответственными за свое поведение и Кого боятся оскорбить. Людьми по-настоящему честными и праведными в своих принципах и взглядах, которые не руководствуются собственными корыстными интересами и выгодами при исполнении полномочий, но искренней заботой об общем благе.

И, конечно, нельзя дать совета, лучшего чем этот, нет более важных качеств в выборе правителей. Тем не менее, я знаю, что одно из этих качеств, а именно страх Божий, во многих случаях не считается особо важным, и есть некоторые, кто высмеивают даже саму эту идею внимания к таким вещам, заявляя, что наши интересы столь же безопасны в руках атеиста, как и в руках любого другого. Но вместе с великим патриотом и государственным деятелем, последним губернатором Ливингстона, шт. Нью-Джерси, я считаю это качество очень важным в правителе.

Тесть Моисея дал ему очень хороший совет, когда наставлял его обратить особое внимание на это качество в тех, кого он собирался назначить судьями и правителями над народом Израиля. Ибо, если Бог таков, как разум и откровение говорят нам о Нем, всеведущий, святой, справедливый и всемогущий, чьи глаза повсюду обозревют злых и добрых, чтобы наказывать одних и вознаграждать других по их характеру и делам, то, конечно, страх и трепет перед Ним должны работать как величайшая преграда для зла и мощнейший стимул для добра, а тот, кто действительно водится этим принципом, никогда не отдаст своего голоса и не употребит влияния, чтобы превратить правосудие или поддержать беззаконие. Но человек, который не верит в существование и провидение Божие, или не водится страхом перед Ним, во многих случаях не имеет ограничений своего поведения, и ему не может быть доверно благосостояние народа, которым он - как только сможет остаться безнаказанным - без стеснения пожертвует в угоду своей жадности или амбициям.

Перевод с английского,
по материалам сайта:
WallBuilders