Политическое пророчество 19-го века. Часть 2

4. Другая вещь, весьма достойная внимания всех, стремящихся к порядку, миру и стабильности в правительстве - чтобы каждый, по мере полномочий, которые на него возложены, берег и развивал дух единства и согласия, а также избегал обескураживающей, безрассудной ревности, того партийного рвения, которое разделяет депутатов на фракции в преследовании своих собственных интересов, которые, хотя и разнообразны, очень отличаются от интересов общества.

Политическая ревность, которая стоит на страже прав и свобод, охраняя их от нарушения, правильна и похвальна, это необходимая обязанность каждого. Но когда люди вступают в партии и оказываются в подчинении партийных лидеров, они тут же упускают из виду общественное благо, и отдаются под руководство, как солдаты, идущие куда бы их ни вели. Они больше не обращают внимания, на истинность, разумность и справедливость дела, но только на то, будет ли оно способствовать продвижению взглядов и интересов их партии. Принадлежность к партии затмевает их разум и освящает каждое намерение, будь оно даже чудовищным и низким, если оно будет способствовать специфическим проектам партии. Отсюда обман, клевета, искажения фактов, ложь и даже насилие - если цель не может быть достигнута без него - являются обычным делом для человека, действующего в этом духе.

Когда этот дух вырастает до сколько-нибудь значительной высоты, он порождает наиболее ожесточенные политические фракции, интриги и смертельную вражду в общинах, обществе и государстве, которые часто передаются из поколения в поколение, а иногда разрушают те общины и государства, в которых преобладают. Именно этот партийный дух ускорил падение Древнего Рима, бывшего когда-то чудом и хозяином мира. Влиятельные партии Цезаря и Помпея держали государство долгое время в конвульсиях, пока победа Цезаря над Помпеем дала ему правителя, и вместо правления свободных граждан, он покорил собственность, свободу и жизни граждан Рима, воле тирана. И Иосиф Флавий, еврейский историк, сообщает нам, что разрушением еврейского общества они больше обязаны партийным фракциям и внутренним разногласиям, чем завоеванию римлян.

Тот же дух способствовал падению Голландии и Швейцарии до их нынешнего унизительного состояния, когда их правительство и законы диктуются и контролируются иностранной державой. Судьба этих и других наций, упомянутых в истории должна быть напоминанием и предупреждением для народа нашей страны, выявлять и изгонять этого демона партий, который вырос у нас, порождая вражду, рознь и раздоры, и подстрекая к гнусным сплетням, искажениям и лжи, что - увы! - люди из разных партий в пылу их рвения, редко могут думать или говорить доброе друг друге, и следовательно, пока сохраняется такое положение, ни за что не объединяться для осуществления мер для блага общества, скорее даже наоборот, вопреки элементарному здравому смыслу, будут неустанно прилагать все свои усилия, чтобы противодействовать и усложнять задачи друг другу.

5. Еще раз позвольте мне заметить, что для стабильности свободного правительства, необходимо, чтобы значительная часть народа была и оставалась добродетельной, здравомыслящей, трудолюбивой и законопослушной. Пока это так, нам нечего бояться. Все, будет хорошо. Свобода, мир и процветание, будут жить с такими людьми, по крайней мере, не будет внутренних причин, чтобы прервать или изгнать эти благословения. Но как только появится развращенность, коррупция среди большого числа людей, когда гордость, эгоизм и амбиции, или неутолимая жажда власти заполнит и начнет руководить высшими чинами; когда порок, распущенность и противодействие всем справедливым правилам и ограничениям будет характеризовать людей из низших слоев; когда правители управляют, а люди подчиняются, когда министры совещаются и солдаты вступают в бой, когда судьи возвышаются над законами и присяжные выслушивают свидетелей, основываясь не на принципах совести, страха перед Богом или общественного блага, но собственных интересов и соображений; тогда, как это легко заметить, правительство не будет иметь никакой устойчивой поддержки ни снаружи, ни внутри, и, следовательно, глубоко больное, оно должно будет постепенно зачахнуть или пасть жертвой первого же серьезного беспорядка.

Римские историки сообщают нам, что рост коррупции и порока стали роковыми для Древнего Рима, этой знаменитой республики и когда-то свободного государства. Пока патриотический пыл горел в груди его сенаторов, судей и генералов, пока благоразумие, умеренность и трудолюбие, подчинение порядку и справедливому правительству, терпение и решительность делать все необходимое и даже страдать ради безопасности, репутации, свободы и славы своей страны характеризовали его граждан - мир и процветание царили в стране, а слава и завоевания империи венчали их армии за рубежом. Но когда эгоистичные амбиции заняли место любви к своей стране, и радение за народ заглушила партийная ярость, когда богатства востока и трофеи завоеванных провинций привели к праздности, лени, роскоши и жадности, и, более всего, когда принципы Эпикура изгнали религию из государства - единственное эффективное ограничение для человеческого поведения, - и оставили каждого делать то, что правильно в его глазах, то, как древний писатель справедливо описал его судьбу: как и древние израильтяне, отказавшись от власти своего Бога и защиты Его провидения, они были отданы разорению.

Ослабленные роскошью и излишествами, они стали легкой добычей для вторжения из-за рубежа, и для гражданской войны внутри страны. Далее последовала череда тиранов, нечестивых, развращенных и жестоких монстров, при которых государство скорее томилось в растущих беспорядках, чем жило, пока Рим, бессмертный, вечный Рим, хозяин мира, сильный и ветвистый дуб, осенявший всех земных зверей, исполнил меру беззакония и закончил свою судьбу истощенным, жалким и высохшим растением, лишился своего прироженного достоинства и милости небес, и был развеян ветром. Это страшный памятник и торжественное предупреждение миру, что праведность возвышает, а порок несет позор и разрушение народу.

И теперь - чтобы закончить эти рассуждения - каковы уроки, которые может извлечь и какие выводы может сделать это многочисленное и благородное собрание? Убеждает ли это вас, ваше превосходительство - губернатор, достопочтенный вице-губернатор, и вас, господа законодатели и представители этого штата, в великой важности уделения всего возможного внимания вопросам образования, общеобразовательных школ и общественных семинарий, как источников полезных для нашей молодежи знаний, из которых могу постоянно течь потоки, орошающие и обновляющие нашу землю, и где наши дети и молодежь смогут стать столпами чести и достоинства для церкви и государства?

Приведенные выше соображения также решительно заявляют о правильности и важности одобрения и поддержки общественного поклонения Богу, и необходимости религиозных учреждений. Я знаю, что по мнению некоторых, - и стоит опасаться, что мнение дурака, который говорит в сердце своем: нет Бога, станет желанием многих, - что правительство не должно обращать внимание, одобрять и поддерживать религию, в том числе и принимаемыми законами, и оставить Бога и религию незамеченными, как если бы их не существовало вовсе. Для атеистического народа или правительства, если такое правительство когда-нибудь существовало или может существовать, такое поведение было бы свойственным и логичным, но для нации верующих, и особенно христиан, которые верят в существование Бога, и в то, что поклонение Ему это долг, а также и в роль государства и общества, для такого государства или правительства молчать на этот счет, несомненно, было бы неуместным, если не бесчестным и непростительным пренебрежением, потому что, если Бог есть, если общественное поклонение Ему является долгом и пользой для добродетели и морали людей, выявляющим, сдерживающим и подавляющим нечестие, чтобы люди жили в мире и любили друга друга, соблюдали порядок и подчинялись хорошему правительству, и, прежде всего, готовящим их к будущей более счастливой вечной жизни, то это определенно должно быть делом весьма достойным внимания любого правительства - одобрять и поддерживать религию. Согласно пророчеству из Писания, судьи и правители не могут считаться заботливыми отцами церкви, если они этого не делают.

Я надеюсь никогда не увидеть, и не дай Бог, чтобы мы когда-нибудь увидели правительство в нашей стране, которое будет принимать законы, диктующие, чему люди должны верить, каким способом должны поклоняться Богу, или возвышающие один способ поклонения или христианскую деноминацию над другой. Оставим человеческий разум совершенно свободным в выборе и принятии таких способов, и пусть все конфессии имеют равное одобрение и поддержку правительства, и тогда вы будете почтенными отцами вашей страны, чьей заботе мы поручаем ценные права, гражданские и религиозные; тогда вы, поддерживая внешние религиозные институты принятием мудрых и либеральных законов и положений, станете заботливыми и бережливыми отцами для церкви. Может и не рационально заключить, что пока, как заповедал Моисей племенам Завулона и Иссахара, вы призываете людей на гору Божию, в Храм или дом Божий принести жертвы праведности, вы будете утверждать и укреплять законы, своим собственным примером, идя вперед и ведя за собой, будучи образцом для других в благочестии, добродетели и всяком добром деле. Таким образом, вы вложите наиболее действенную силу в ваши законы, а также принесете порядок, мир и постоянство вашему правительству.

Вам, мои преподобные отцы и братия по Евангельскому служению, адресованы следующие мои рассуждения. Это ваш необходимый и почетный труд - рассеивать облака невежества и заблуждений, чтобы просветить человеческий разум знанием, и всеми способами стараться сделать людей мудрее и лучше, внушать им принципы любви и мира между собой, порядка и подчинения властям, человеческим и небесным, и через наставление и примеры перевести их взор на будущий и лучший мир. Да будет это великой нашей целью. Нам предназначено отражать лучи солнца праведности, так пусть же наш свет так светит пред людьми, чтобы они, видя наши добрые дела, прославили Отца нашего, Небесного Отца светов. Мы как город на холме, который не может укрыться, и все наши дела замечаются и критически оцениваются многими, имеющими злые намерения одолеть нас и разрушить планы нашего благословенного Спасителя, так давайте же, по заповеди нашего Господа и Его апостолов, будем мудры, как змии, и просты, как голуби. Будем ходить осторожно, в благоразумии, честности и непорочности в нашем общении с миром, подавая пример стаду и миру; в вере, чистоте, в слове, в учении и во всяком добром деле. Таким образом, оставим в молчании и стыде клеветы и ругательства распутных и нечестивых людей, которые всегда готовы и часто злословят нас. Но не будем смущаться или унывать из-за их ругательства, чтобы не отпасть от истины и не оставить призвание нашего божественного Повелителя, но будем подвизаться за веру, однажды преданную святым, не с фанатичной злобой, но с кроткими, искренними и здравыми речами. Будем же продолжать благородную работу распространения знаний, человеческих и божественных, воспитания в людях добродетели, мира и порядка, подготовки и ведения их к небесам и вышнему счастью.

И вы, отцы и матери, в нашем американском Израиле, объедините ли вы свои усилия с нами в этой великой работе? Многое зависит от вас в обучении подрастающего поколения быть полезными членами общества в этой жизни и достойными обитателями лучшего грядущего мира; и особенно от вас, почтенные и уважаемые матроны, которые воспитывают детей в их нежнейшие годы, в сеянии семян добродетели, которые впоследствии созреют и окрепнут в руках отцов.

Первые впечатления часто самые прочные и многие великие и добрые люди признавали, что своей добродетелью они более всего обязаны нежным и благочестивым наставлениям матерей в их детстве, чем всем последующим наставлениям. Очень примечательно упоминание апостола Павла о матери и бабушке Тимофея, и воспоминание святого Остина о его матери, Монике, что религиозные наставления, которые он получил в детстве произвели неизгладимое впечатление на его разум, они оставались с ним во всех опасностях юности, и по благословению Божию, сохранили его от многих пороков и безумств.

Прежде чем вы, родители, начнете благородную работу, прививая своим детям чувства достоинства, обучите их долгу перед Богом и людьми, познакомтье их с их правами как людей и граждан, вселите в них любовь к своей стране и стремление продвигать и отстаивать ее интересы, воспитайте в них трудолюбие, умеренность, миролюбие и уважение правительству, наставьте их в поклонении Богу, и приведите их к совершенству в ваших семьях и в церкви; принесите этих агнцев стада и представте их вашему Небесному Отцу, Великому Пастырю и Водителю душ для Его благословения, и таким образом, приучите их и подготовьте к возвышенному служению в небесном святом храме.

И вы, цветущая молодежь, которая растет на смену своим родителям, в чьи руки скоро перейдет страна и церковь, будете ли вы слушать советы и следовать примеру ваших благочестивых и почтенных родителей, служителей и друзей? С приятной надеждой мы ожидаем дня, когда вы станете украшением и благословением вашей страны, чтобы управлять и защищать ее права и воспитывать ее сыновей. Пока ваши умы молоды, но уже образованы, ищите этого, как скрытое сокровище, готовтесь сыграть свою роль в большом театре жизни, служить своей стране и Богу на скромных или высоких постах, к которым вы призваны. Избегайте тех, кто будет заставлять вас уклонится от слова знания. Защищайтесь от ядовитых, широко распространившихся и губительных для души принципов неверности и распущенности, не слушайте песни сирен удовольствия, не поддавайтесь соблазнам дурных сообществ, которые развращают добрые нравы.

Будьте спутниками мудрости и добра, друзьями порядка, религии и добродетели, в которых ваш ум был наставлен, а ваша мораль очищена. Прежде всего позвольте мне заповедать вам помнить Творца со дней вашей юности, доколе не пришли дни, когда вы скажете: нет мне отрады. Запечатлите в вашем разуме торжественное благоговение перед небесами, и это сохранит вас от многих грехов и боли. Ищите мудрости, сходящей свыше, и она направит ваши стопы, установит правила приличного поведения, и покажет, что надлежит вам, что ближнему и что Богу.

Наконец, вы, свободные люди всех классов, чья прерогатива возвышать или свергать, наделять должностями и властью, и забирать их, в чьей власти сохранить или разрушить вашу страну, примите во внимание то важное доверие и привилегию, которые Бог и природа вложили в ваши руки. Перед Богом и потомками вы ответственны за них. Сохраните их и передайте потомкам неприкосновенными. Пусть у ваших детей не будет причин проклинать вас за отказ от прав и уничтожение институтов, которые наши отцы передали вам, как священный оплот, и которые, по благословению Божию, были особенно полезны для порядка, мира и процветания этого государства, на фоне перипетий и конвульсий других государств в мире. И чтобы это счастливое положение вещей могло продолжаться, внимательно наблюдайте за личными качествами и квалификацией тех, кого вы избираете, возводите в должности и облекаете доверием.

Пусть мудрый совет Иофора, будет вашим гидом. Выбирайте из вашей среды людей способных, боящихся Бога, правдивых и ненавидящих корысть и поставьте их в правители над собою. Не думайте, что ваши интересы будут в безопасности в руках слабых и невежественных, что они будут верно управляться неверными, нечестивцами и распутниками. Не думайте, что люди, которые не признают Провидение Божье и не уважают Его законы, будут честными во власти, твердыми в защите правого дела, против угнетателей, и решительными в противостоянии беззаконию. Их собственная выгода, свобода или удовольствие в любой момент могут заставить их потакать несправедливости и беззаконию, или объединиться с угнетателями. Неусыпно стойте на страже за свои свободы и привилегии, гражданские и религиозные. В их защите будьте усердны, решительны и бесстрашны. Даже если вам придется пожертвовать ради них своей жизнью, они стоят того.

Но не поддавайтесь необоснованной ревности и придирчивому каверзному духу, ища ошибки в поведении тех, кому вы доверили власть, ни любви к бесконечным и бессмысленным переменам людей и мер. Помните, что безопаснее и лучше для людей доверить свои интересы заботе тех, чьи способности, преданность и патриотизм они уже испытали и нашли достойными доверия, чем к тем, кого они не знают, даже если бы они были равны во всех своих достоинствах.

Забудьте о партийных фракциях среди вас, пусть общее благо возобладает над эгоизмом, и общественное благополучие победит личную вражду. Осуждайте порок, будьте примером добродетели и добрых нравов, единственной настоящей опорой для процветания республиканского правительства. Уважайте, впитайте и практикуйте эту святую, рожденную на небесах религию, которая, во-первых, чиста, потом мирна, услужлива, полна добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Одним словом, пусть любовь к Богу, к вашей стране и людям правит вашими сердцами и пусть она проявится через единственно верное доказательство - послушание Его законам, патриотизм и общественный дух. Тогда вы можете надееться, что порядок, мир и гармония, честь и процветание будут обитать с нами, и Сам Бог будет нашим Щитом и Охраной. Аминь.

Перевод с английского,
по материалам сайта:
WallBuilders