Город на вершине горы

Иерусалим Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (Мф 5:14)
"Банковский бизнес и вера вполне совместимы, доказывает тысячелетний опыт приверженцев всех традиционных религий. И в современном мире некоторые традиционные институты, основанные на буквальном соблюдении религиозных этических принципов, вполне жизнеспособны..." - считает корреспондент газеты "Комерсант"
Большинство традиционных религий настороженно, если не резко негативно, относятся ко всему, что связано с незаслуженным обогащением. Неудивительно, что в этом свете особенно опасным соблазном выглядят предложения по кредитованию. Библия предписывает не отдавать "в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост", причем это предписание в нескольких вариациях повторяется в различных книгах Ветхого Завета, священных как для иудеев, так и для христиан...

Ничего удивительного: постулаты мировых религий сформировались тысячи лет назад, задолго до появления таких понятий, как "инфляция" и "временная стоимость денег", не говоря уже о таких привычных для современного человека вещах, как банки и фондовый рынок. Впрочем, сейчас наиболее распространенная трактовка религиозной этики заключается в том, что угрозу представляют все же не сами финансовые механизмы, а связанное с ними притеснение личности — угроза разорения, попадания в долговую кабалу, а также поощрение пороков — жадности в первую очередь...


Но хотя в последние столетия о запрете на взимание процентов забыло даже большинство религиозных людей, некоторые из них и сейчас пытаются совместить архаичные догмы с современной жизнью. И хотя это, как правило, экзотика, представители большинства религий ищут и зачастую находят компромиссы, не отказываясь от удобств, доступных атеистам...


Многочисленные религиозные запреты не могли не тормозить еврейскую экономику, поэтому за долгие годы финансовой практики их научились обходить. ...Не последним примером подобного приспособления может служить решение проблемы обязательного аннулирования долгов на седьмой год, предписываемого Торой. "Логично предположить, что к концу этого периода, например в пятый и уже тем более шестой год, люди давали деньги в долг неохотно, опасаясь, что занятая сумма не будет возвращена. Это, естественно, приводило к негативным последствиям: никакая экономика работать не сможет, если нет доверия между людьми, а главное — нет механизма получения денег в кредит. Еврейский мудрец Гиллель (I век до н. э.) ввел "просболь" — документ, посредством которого одолженные деньги можно было перевести на имя суда, чтобы долг оставался действительным и во время седьмого года"...


Стоит заметить, что первые упоминания о временной стоимости денег мы можем встретить уже в Вавилонском Талмуде. С другой стороны, из-за таких вот "придумок" и обходов Закона, евреи, вместо развития этой самой экономики, лишились государства и отправились в галут (изгнание), который продолжается до сих пор.

Конечно, чувствуется журналистская привычка к скандальным фактам... Но можем ли мы судить человека, мирского, за негативизм и злословие, если многие в Церкви делают то же? Ведь, даже при желании, избавиться от нее не так-то просто. Другое дело, если бы у них было с кого брать пример.

Однако, сам интерес к "архаичным догмам" и потребность в "идее соблюдения в бизнесе и повседневной жизни этических принципов"... - напоминает крик души. Или, скорее, стон... Так откуда же у мирского издания такой интерес к духовным принципам?

Последнее время мирская система все сильнее давит на людей. Кризис отказывается заканчиваться сам собой, требуя перемен в подходах к бизнесу, понимания социальной ответственности - осознания того, что бизнес - это, в первую очередь, социальная полезность, работа, данная Богом; и прибыль - лишь ее побочный продукт, а не цель. Проблему эту экономическими реформами решить оказалось невозможно - где-то глубже ее корни.

Никто не задумывается над тем, что каждый страдает от кризиса из-за своих проблем, а не проблем мировых рынков. Из-за того, что в какой-то момент обойти Закон Бога показалось проще, чем его понять и исполнить .

Но главная причина не в этом. Бог работает с каждым человеком на этой планете - как написано: "излию от Духа Моего на всякую плоть...", - и все больше людей испытывают неудовлетворенность материальными вещами  и духовную жажду. Как сказал чешский миллионер, Мартин Роман: "Мы с супругой договорились о том, что большую часть денег хотим еще при жизни подарить для благотворительных целей, так как мы убеждены, что никто из детей не будет счастлив унаследовав большие деньги" (сайт Ekonom).

Людям, воспитанным в атеизме, очень не просто осознать и признаться себе в потребности в Боге. Для этого Богу и нужна Церковь, над которой сможет взойти Его свет. Как написано: "вот, тьма покроет землю, и мрак - народы;.. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию".

В наших странах по-прежнему презирают верующих и это оказывает очень сильное давление на христиан. И большинство христиан живут обычной светской жизнью. Если спросить: "Изменилась ли ваша жизнь, когда вы приняли Иисуса Христа своим Господом и Спасителем?" - большинство ответит: "Да, радикально!" - а почему же тогда мирские люди не видят разницы?! Эта пассивность христиан - это одна из ключевых причин экономического и политического положения наших стран. Хотя уже сейчас некоторые люди готовы признать выгоды от работы с верующими.

Вот рассказ предпринимателя о видеонаблюдении и контроле за работниками с одного бизнес форума:

"Я решил эту проблему очень просто. Нанял работниками Свидетелей Иеговы. Не нужно никаких камер наблюдения. Не курят, не пьют, не воруют, работают строго по часам..."

Действительно, разве может, и главное - хочет ли, человек постоянно жить в страхе и недоверии? Зачем тратить столько сил, времени и денег на обеспечение безопасности для себя и своего бизнеса, когда есть люди, которые по своим внутренним убеждениям стремятся благословить, принести пользу, а не навредить?

Здесь и начинается исполнение второй части пророчества:

"...богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе" (Ис 60:5).

Конечно, все не сводится к переходу богатства, хотя это и не обычное стремление обогатиться. Христиане не должны испытывать в этом чувства вины или ложной скромности. Лучше для всех, когда деньги находятся у благочестивого человека.

Но больше всего - людям нужен наглядный пример: человек, которому они захотят подражать; вещи, которые они захотят сделать своими ценностями; ответы на их вопросы; руководство в непонятных для них ситуациях.

И здесь возникает вопрос: есть ли у нас эти ответы? Есть ли у нас видение, свое (библейское) понимание происходящего, чтобы на его основе принимать правильные решения, возможно, непостижимые логикой этого мира? Можем ли мы действовать, опираясь на веру и понимание Божьих принципов? Это касается многих жизненных и рабочих ситуаций, когда результат не будет быстрым, когда действия не очевидно приведут к нужному результату. Ведь в жизни, в бизнесе, правильные решения нельзя просто угадать, а нужно опираться только на твердое знание.

Мир меняется прямо на наших глазах. Разделение между верующими и неверующими людьми становится все более и более явным. Как и сказал Иисус: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...". Но нам Он приказал не смущаться и не ужасаться. Бог работает с нами, побуждает делиться опытом, знаниями, объединяться в молитве, создавать ассоциации и интернет-ресурсы. Ему нужен наш выбор, наше решение делать что-то. Для нас работа только начинается. Это - время, чтобы начать подниматься и сиять над миром.