Министр финансов Франции Кристин Лагард считается основным кандидатом на пост главы Международного валютного фонда. В статье для Handelsblatt она излагает свои взгляды на регулирование финансовых рынков и на то, как можно избежать кризисов в будущем... Читать далее "РБК"
Кризис 2007—2008 годов нанес экономикам сильный урон и лишил многих наших сограждан работы - пишет газета. Этот удар они восприняли как несправедливость. Ввиду президентства Франции в «двадцатке» на нее ложится особая ответственность за то, чтобы создать лучший мир, в котором не существовало бы опасности того, что новое финансовое цунами уничтожит рабочие места и предприятия.
В связи с этим, на мой взгляд, для регулирования финансового сектора существует три основных приоритета. Во-первых, претворить в жизнь решения пяти уже состоявшихся саммитов «двадцатки», во-вторых, предотвратить новые кризисы и, в-третьих, обеспечить более широкое регулирование.
Мы должны обеспечить регулирование всех тех секторов финансового рынка, которые его избежали, — будь то страны, институты или отдельные субъекты.
Принципы, которым мы при этом должны следовать, таковы: ответственность тех, кто принимает решения, а также недопустимость появления в будущем соблазна излишних рисков...
Всем членам «двадцатки» должно быть ясно, что никаких лазеек быть больше не должно, что все государства и корпорации должны играть по правилам.
Важной задачей, на мой взгляд, является и защита прав потребителя. Причиной ипотечного кризиса стала безответственная раздача кредитов в США...
Поэтому Франция намерена максимально использовать нынешний год для того, чтобы улучшить регулирование и надзор финансового сектора за счет совершенствования управления рисками и прозрачности. Это касается не одних только экспертов, но и общества. Мы все должны понимать, что в финансовом секторе наступило время перемен.
В связи с этим, на мой взгляд, для регулирования финансового сектора существует три основных приоритета. Во-первых, претворить в жизнь решения пяти уже состоявшихся саммитов «двадцатки», во-вторых, предотвратить новые кризисы и, в-третьих, обеспечить более широкое регулирование.
Мы должны обеспечить регулирование всех тех секторов финансового рынка, которые его избежали, — будь то страны, институты или отдельные субъекты.
Принципы, которым мы при этом должны следовать, таковы: ответственность тех, кто принимает решения, а также недопустимость появления в будущем соблазна излишних рисков...
Всем членам «двадцатки» должно быть ясно, что никаких лазеек быть больше не должно, что все государства и корпорации должны играть по правилам.
Важной задачей, на мой взгляд, является и защита прав потребителя. Причиной ипотечного кризиса стала безответственная раздача кредитов в США...
Поэтому Франция намерена максимально использовать нынешний год для того, чтобы улучшить регулирование и надзор финансового сектора за счет совершенствования управления рисками и прозрачности. Это касается не одних только экспертов, но и общества. Мы все должны понимать, что в финансовом секторе наступило время перемен.
Вспомним историю с Вавилонской башней. В ней люди не смогли достроить башню, когда Бог смешал их языки. Фактически, дело было не в самих языках - они возникли позже, а, из-за непослушания, у каждого человека в той долине выработалось свое собственное понимание жизни, а общее для всех понимание вещей исчезло.
Поэтому, вряд ли и сегодня мы можем рассчитывать на единое понимание таких вещей, как: "экономический смысл финансового сектора", "здравомыслящие экономисты" или "эффективность экономики завтрашнего дня"?
Хотелось бы поспорить о самих методах будущего регулирования - хеджфондах, сырьевых рынках и деривативах... Однако, есть ли смысл говорить о методах, если сама идея неверна?
Вместо этого сразу вспоминаются таблетки от жадности... Каким законом можно заставить человека быть честным или не быть глупым? Какие методы регулирования могут запретить человеку искать лазейки для быстрого обогащения, если он к нему стремится? Да и парадокс в том, что, чем активнее регулирование, тем больше (а не меньше!) лазеек для спекуляций и коррупции. Мы прошли через это в СССР, но Европа еще не проходила. Ведь нынешнее процветание западной цивилизации было обеспечено не сейчас и не за счет эффективного регулирования, а в прошлом, благодаря большему числу богобоязненных людей, благодаря тем, кто так или иначе ставил целью бизнеса заботу о ближнем, а не получение прибыли.
Регулирование может помочь честным людям, объясняя им, как быть честными и поступать правильно, но это была бы совсем другая "история". Сделать же человека честным с помощью регулирования нельзя, а проблема именно в нечестных людях.
Что до "виновников" в ипотечном кризисе...
Американские банки не раздавали кредиты "бездумно", это важно понять. Они выдавали их, основываясь на показателях, на цифрах. Так делают экономисты во всем мире. Рынок недвижимости рос, доходы американцев стабильно росли, дорожающая ипотека была отличным обеспечением. И заемщики - потребители этих кредитов - тоже основывались на тех же показателях. Кто-то хотел успеть купить дом, пока опять не подорожал, кто-то успел купить несколько, чтобы продать дороже.. Спрашивается, как здесь можно было защитить потребителей?
Более того, даже сейчас, при всем желании предотвратить такие проблемы в будущем, ни один здравомыслящий экономист не может предложить адекватную, всегда работающую систему оценки рисков. В мире ее просто не существует.
Кстати, непонятно, если менеджмент так любит строить прогнозы на данных из прошлого, почему они на цифры смотрели, а на пророка Аввакума - нет?
«Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - на долго ли? - и обременяет себя залогами!» (Авв. 2:6).
Вот же, в одном стихе - заемщики, желающие обогатится за счет кредитных денег, и банки, надеющиеся на залоги.
Да и стоит ли сомневаться, что европейские финансисты в такой ситуации делали бы то же самое?
Выход: где и когда?
Так повелось, что трудные периоды нашей жизни мы сравниваем с пустыней; с той, по которой евреи ходили 40 лет. Можно долго спорить, есть ли на это Божья воля, но причина, внутри нас, точно есть и нужно извлекать пользу из путешествия. Потому что нам эта польза ох как нужна.
Мы знаем, что странствование евреев по пустыне было частью процесса освобождения их из рабства и вывести евреев из Египта было проще, чем убрать Египет из евреев. Вот комментарий рава Ш.Р.Гирша (Германия,19в.) к тем событиям. "Бог провел нас через великий учебный класс сорокалетнего скитания по пустыне. Там, в отсутствии всех тех факторов, которые в обычной жизни позволяют человеку добывать свой хлеб, употребляя и природные ресурсы, и человеческую энергию, Он резко очертил один фактор, который в обычных условиях очень часто игнорируется... Сорок лет скитаний в пустыне были учением и подготовкой: учением о Божественном Провидении - вездесущем, заботливом и неизменно близком - и подготовкой к безмятежному и доверительному подчинению Его руководству" (Книга Второзаконие. Недельный раздел Экев).
Его народ должен был очень сильно отличаться от других и представлять Бога всем нациям на земле, а для этого требовалась особая подготовка и лучшего места, чем пустыня, для нее было не найти. В наши дни Бог не изменился, а перед нами стоит все та же задача. Используем ли мы этот кризис, чтобы лучше узнать Его и научиться беспрекословно следовать за Ним?
Есть в Ветхом Завете еще наставление... Как у израильтян заканчивалось каждое испытание? Бог сказал как это будет: "и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его,... ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей..."
Интересно, что сегодня действия, к которым прибегают чиновники, радикально отличаются от вышеизложенного. Но делают ли христиане правильный выбор?
Это приоткрывает для нас долгосрочную перспективу будущих событий.
Здесь есть два момента. Во-первых, надеяться на способность людей предотвратить кризисы в дальнейшем - верх безрассудства. Ни эту экономическую систему, ни ее части никаким регулированием спасти не удастся. Таким образом, нужно четко понимать, на что стоит направлять усилия, а в чем они будут тщетны.
Во-вторых, на персональном уровне, люди, которые сейчас представляют эту систему нуждаются в спасении, они важны для нас и для Бога.
Заметьте также, что евреи овладели землей обетованной не сразу. После пустыни им еще предстояла борьба за нее. Не для нас ли это говорится? Это указание, что в наши дни - это также будет процесс, и он не произойдет за одну ночь. Но, как Бог сказал Израилю: "И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы земля не сделалась пуста..."
Тот, кто имеет опыт хождения с Богом, знает, что Он предусмотрителен и все перемены начинает готовить заранее - задолго до того, как мы сможем увидеть их в материальном мире. Он планомерно ведет нас к Своей воле. Поэтому, разве будет похоже на Него, если вся эта неработающая, обанкротившаяся мирская система просуществует до самого дня Второго Пришествия и только потом, когда придет Иисус, мы с Ним начнем разбирать эти "руины"? Ведь Бог не превратил Ханаан в безжизненную пустыню перед тем, как отдать его Израилю. Это значит что Божья система должна постепенно заменять мирскую. И мы, Его люди, должны быть практически подготовлены к тому, чтобы быть задействованными в экономической системе Его Царства.
И еще... Бог водил народ Свой по пустыне до тех пор, пока у них не было достаточно веры, чтобы следовать за Ним дальше.