Теория игр и христианская экономика

Автор: Дэйв Дотти.
С некоторых пор я стал фанатом теории игр. Меня интригуют не сами формулы, поскольку я испытываю аллергию на математику (она вызывает у меня сильную мигрень), а некоторые концепции и, особенно, их применение к морально-этическим вопросам.
Но поговорим сначала о самой теории. Думаю, название книги Джона Майерсона, "Теория игр: анализ конфликтов", говорит о многом. Теория игр - это попытка науки понять прошлое и предсказать будущее. Она помогает убедить тех, кто переживает падение за падением и отрицает уроки истории, которые, на примере прошлого показывают, что нужно делать в будущем. Таким образом, информирование о прошлом тесно связано с мудрыми решениями в будущем.

Поскольку меня больше интересует моральная сторона принятия решений, я предлагаю взять теорию игр за основу дискуссии, поскольку ее логика содержит терминологию морального значения. Остальное же, - доказательства и теоремы, требующие, чтобы все присутствующие посвятили несколько лет дополнительному образованию, чтобы не чувствовать себя глупо и не бояться обсуждать тонкости, - я считаю, неуместным.

Однако, некоторые важные понятия теории игр я все-таки изложу. Существует два типа игр (мы все понимаем, что такое игры), а вернее три. Основные два типа - это игры с нулевой суммой и игры с ненулевой суммой. В свою очередь, игры с ненулевой суммой могут быть играми с отрицательной суммой или положительной. Теперь позвольте мне объяснить.

Игра с нулевой суммой - это игра, в которой выигрыш может достаться только одному игроку. В ней выигрыш ограничен и то, что получил один, никто другой получить уже не может. Например, при игре в покер, выигрыш составляет не больше и не меньше, чем сумму всех ставок. Вопрос заключается лишь в том, кто заберет деньги у остальных, и кто останется без денег до зарплаты. Если на столе оказалось 100 долларов, столько же его и покинет. Если один выигрывает, другой обязательно проиграет. Именно так мы чаще всего представляем себе игры... Но на самом деле все обстоит иначе!

Существуют игры с отрицательным результатом. Классический пример - это война. И, хотя победитель может получить кратковременную выгоду путем грабежа или в виде дани, обратная сторона его долгосрочных потерь просто неизмерима. Снижение производительности в стране из-за убитых во время войны и всех их не рожденных потомков невозможно предсказать, и человеческие жертвы - лишь начало проблем.

Другой пример игр с отрицательной суммой - это преступность. В первую очередь, из-за жертв и их потомков (так же, как и в случае войны), физический вред (будь то увечья или порча имущества). Кроме того - законодательные расходы, полиция, тюрьмы, суды и т.д. Огромную долю расходов в системе правосудия составляют устройство и реабилитация преступников. Совокупные потери от этих игр перевешивают все возможные позитивные результаты. Вот почему войны и преступления так тяжело оправдать.

НО! Есть один многообещающий тип игр с положительной суммой. Фактически, все биологическое и культурное развитие, распространение растительной и животной жизни, человеческая цивилизация, прогресс в комфорте и безопасности людей представляют множество игр с положительной суммой, которые перевешивают все отрицательные и нулевые игры. Благодаря им мы дожили до сегодняшнего дня. Игры с положительной суммой, несмотря на рост мирового населения, позволяют умножать богатство быстрее, чем растет население... Они делают мир лучше.

Фундаментальным принципом, который ввел Бог, создав Еву в Эдемском саду, (Библия говорит, что Бог назвал ее помощником раньше, чем женой Адама) был принцип партнерства (или сотрудничества). Чем больше применяется этот принцип, чем теснее сотрудничество между людьми (обмен информацией, данными о погоде, различных процессах, новыми идеями), тем больше производительность, экономический рост и процветание.

И вот какую мораль мы можем вынести из теории игр: мы можем выбирать, в какие игры мы играем! Мы можем намеренно избегать игр с нулевой и отрицательной суммой. Для этого нам нужно использовать свою волю и сосредоточиться на играх с положительной суммой. Джефри Сачс, автор книги "Конец бедности", утверждает, что в современном мире более чем достаточно ресурсов, чтобы полностью покончить с бедностью. Таким образом, мы, человечество, просто не имеем политической воли, чтобы осуществить это.

Добавьте к существующему изобилию творческий потенциал двух миллиардов бедняков, который на сегодня остается практически нетронутым. Производительность этих людей могла бы поднять мировую экономику на уровень, о котором мы и не мечтали. Сегодня, впервые в истории, у нас есть возможность сделать это. Решимся ли мы?

Я предлагаю христианам обсудить возможные стратегии, которые превзойдут стереотипы центрального планирования и порождающей зависимость гуманитарной помощи. Теория игр доказывает, что инвестирование в мелкий бизнес, особенно среди бедных, создает более децентрализованную систему, похожую на само мироздание (взгляните на разнообразие и сложность мировой экосистемы), которая будет способствовать большему развитию человеческого потенциала и принесет больше плодов.

Несправедливое распределение богатства является одной из наибольших нравственных проблем нашего времени. Бедность приносит с собой множество зол, включая преступность, революции, аборты и т.д. Большинство этих проблем можно решить экономическими способами.

Я верю, что изменение нашего взгляда на экономику является ключевым в вопросе: увидим ли мы распространение Божьего Царства. Христиане могут показать людям экономическую справедливость, свидетельство Божьей любви ко всему творению.

По статье "Game Theory and Moral Economics",
журнал Exchange.